Дорога жизни

Дорога жизни

Была надежда, что на Ладожском озере установится лед, и привезут продукты. Осенью на Ладоге из-за штормов движение судов было осложнено, но буксиры с баржами пробивались в обход ледяных полей до декабря 1941г., некоторое количество продовольствия доставлялось самолетами. Твердый лед на Ладоге долго не устанавливался, нормы выдачи хлеба были вновь сокращены. 22 ноября началось движение автомашин по ледовой дороге. Чтобы не допустить провала машин под хрупкий лед, к ним прикрепляли на буксире сани - это уменьшало давление на лед и позволяло загрузить больше продуктов. В январе 1942 года движение по зимней дороге уже было постоянным. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение. Ленинграду помогала вся страна - поездам с продовольствием для Ленинграда давали "зеленую улицу". Зимой началась эвакуация населения. В мороз, под ледяным ветром истощенных людей перевозили на Большую землю. Первыми вывозили женщин, детей, больных, стариков. Всего по "Дороге жизни" эвакуировали около миллиона человек.

Весной 1942 г., когда стало немного полегче, ленинградцы начали очищать, убирать город. С наступлением лета открывали забитые фанерой, завешенные тряпками окна, радовались солнечному свету, теплу, чистили квартиры, заготавливали дрова. Собирали одуванчики, щавель, лебеду, другие растения - готовили супы, лепешки. Нормы выдачи хлеба увеличились. Город выстоял.

Дорога жизни

Блокада Ленинграда была прорвана 18 января 1943 года. Полностью город был освобожден от блокады в январе 1944 года.

1941 год