В связи с быстрым продвижением германских войск на восток появилась острая необходимость в эвакуации населения,фабрик и за водов,ценностей с территорий,которые подвергались опасности и могли перейти в руки к врагу.

Эта задача была ужастно трудной.24 июня 1941 года был создан совет по эвакуации,на который возлагалось руководство перемещением на восток из прифронтовых районов населения,учреждений,военных грузов,оборудования предприятий и других ценностей.Во главе его стоял Л.Каганович,а затем Н.Шверник.

Эвакуация осуществлялась в два этапа: лето-осень 1941 и лето-осень 1942 г.Особенно тяжелым был первый этап, т.к. у руководства небыло опыта в подобных делах.Кроме того обстоятельства могли повернуть все планы вспять из-за военных действий, которые, увы, не контролировала Красная Армия.Зачастую при эвакуации особо важных об'ектов противник "наступал на пятки".люди забывали об усталости и сне.Работа по спасению от врага промышленности и ценностей стала смыслом их жизни в те дни.Далеко не все проходило гладко и успешно.Из-за полной оккупации Белоруссии эвакуация потенциала этой республики была остановлена уже в августе 1941 г.В Ленинградской области эвакуация была начата в июле,а из-за блокады Ленинграда прервалась в сентябре тогоже года.

Но всеже советскии народ совершил большой подвиг.Во время эвакуации было эвакуированно 7 млн. человек в 1941 году и 4 млн. человек в 1942 г.Были перевезены такие заводы как:"Запорожсталь" из Днепропетровска в Магнитогорск (потребовалось 8 тыс. вагонов); Ленинградский завод им.Кирова и Челябинский тракторный завод(обо этих завода были с литы в единый для выпуска танков).

Перебазирование производительных сил на восток-одна из ярчайших страниц истории Великой Отечественной войны. Героическими усилиями советских рабочих, инженеров, командиров производства, железнодорожников была обеспечена эвакуация на восток многих сотен крупных предприятий и более чем 11 млн. человек. По сути дела целая индустриальная страна была перемещена на тысячи километров. Там, на необжитых местах,часто под открытым небом машины и станки буквально с железнодорожной платформы пускали в дело.