Памятник скорби и славы

В 1930х годах, когда разрабатывался Генеральный проект развития Ленинграда, территорию в районе Пискаревской и Большеохтинских дорог отвели под городское кладбище. Этому месту и суждено было принять останки большинства жертв блокады.

Здесь с начала обороны Ленинграда хоронили погибших при артиллеристских обстрелах и бомбежках, умерших от ран в госпиталях и больницах. Тогда же в 41м, образовалась Коммунистическая площадка, где с почетом погребены Герой Советского Союза И. Н. Шеин, генерал-майон В. Ю. Лавренович и другие первые герои битвы у стен города Ленина.

Но вот голод начал косить осажденных тысячами. Люди умирали в цехах, квартирах, на улицах. Их тела, завернутые в простыни, в одеяла родные или друзья везли на детских саночках, на листах фанеры по сугробам бесконечных улиц к кладбищам. И тоже падали на полпути.

С ноября 1941 года бойцы МПВО, работники городского хозяйства и здравоохранения стали ежедневно объезжать улицы и набережные, подбирая трупы и увозить их к листам захоронения.

Скованная тридцатиградусными морозами земля звенела, словно железо и не поддавалась лопате. Ослабевшие люди не успевали копать могилы. Команды МПВО взрывали землю и во вместительные могилы опускали десятки, а иногда и сотни трупов, не зная имени умерших. Да простят мертвые живым: не могли они в тех ужасных условиях выполнить свой долг до конца.

В труде историков “Непокоренный Ленинград” приведен рассказ очевидца побывавшего на Пискаревском кладбище в январе 1942 года: “Чем ближе подъезжали мы к Пискаревке, тем больше валялось трупов по обеим сторонам дороги. Заехав уже за город, где стояли небольшие одноэтажные домики, видны сады, огороды, вдали я увидел какие-то необычайно высокие бесформенные кучи. Подъехал ближе. Убедился, что по обеим сторонам дороги навалены огромные кучи покойников, причем навалены огромные кучи покойников, причем навалены они так, что две машины разойтись по дороге не могли”.

7 января 1942 года исполком Ленгорсовета принял решение, обязавшее ответственных работников города навести порядок на кладбищах в ближайшие дни под угрозой трибунала.

Ежедневно доставляли автомашины свой страшный груз на Пискаревское кладбище. И принимала твердая, как камень, земля останки тех, кто отдал жизнь, чтобы Ленинград остался непреступным для врага. Не было ни залпов прощального салюта, ни траурных венков, ни приспущенных знамен, ни надгробных речей.

Но живые помнили свято: наступит день и они вернут свой долг павшим. Это время пришло вслед за торжеством Победы.

В 1945 году в Ленинграде прошла серия конкурсов на лучшие проекты памятников защитникам города-героя. Наивысшую оценку получила работа архитектора А. В. Васильева. Ему вместе с членом-корреспондентом Академии строительства и архитектуры СССР профессорам Е. А. Левинсоном было поручено разработать проектное задание.

Множество эскизов, вариантов памятника создали его авторы. Постепенно А. В. Васильев и Е. А. Левинсон пришли к убеждению, что достойно рассказать о подвиге защитников Ленинграда может только такой памятник, в котором будут сочетаться архитектура, скульптура и поэзия.

В утвержденном проекте присутствовали элементы скульптуры, изображение медали “За оборону Ленинграда” на обелиске, рельефные траурные знамена на стене.

Появились и памятные тексты о жертвах блокады – скупые, строгие, озаренные высоким поэтическим вдохновением.
Грамота Ленинграду президента США Франклина, Рузвельта

Сложился авторский коллектив создателей мемориального ансамбля. В тесном творческом союзе объединились талантливые мастера различных родов искусств.

Но не только большая и ярка одаренность определила их успех. Почти все авторы памятника знали Ленинградскую блокаду не по рассказам. Они сами вынесли голод и холод, обстрелы и бомбежки, потери близких. Испытали и тот необыкновенный подъем духа, который помог ленинградцам выстоять и победить.

Для каждого, кто пережил 900 героических и трагических дней, бесконечно дорого и любимо имя О. Ф. Берггольц. В нечеловеческих условиях блокады ее поэзия обрела пронзительную силу, поднялась на такую высоту, что стала классикой, золотым фондом советской литературы грозного периода Великой Отечественной войны.

Ольга Федоровна пришла работать на радио и почти каждый день выступала перед микрофоном. Рядом умирали товарищи, голова кружилась от слабости, но хрупкая золотоволосая женщина снова и снова говорила с земляками. Ее стихи и речи, ее негромкий певучий голос вселял веру, надежду, волю к жизни. Этот голос ждали у репродукторов, горячо и благодарно откликались не только в Ленинграде, но и по всей стране.

М. А. Дудин, ставший военным журналистом, писателем фронтовой газеты, почти все время находился в действующей армии: на Невском пятачке, на Синявинских болотах, в Прибалтике. Уже тогда воины Ленинградского фронта, и опытные собратья по перу оценили силу дарованию, яркую, творческую индивидуальность молодого поэта, принятого в Союз писателей прямо на фронте в 1942 году.

Скульптору В. В. Исаевой предложили уехать в тыл. Но она отказалась, оставшись в Ленинграде. В период ВОВ она трудилась неустанно, создала более 30 произведений, воплотив в художественных образах мужественных защитников Родины.

В числе авторов, создававших в начале войны плакаты и агитационные рельефы, был так же скульптор А. Л. Малахин. В его памяти навсегда сохранились картины бедствия и подвига, неизгладимые эпизоды жизни сражающегося Ленинграда.

Друг Малахина, создавший совместно с ним немало произведений, Б. Е. Капленский ушел на фронт, участвовал в боях под Ленинградом, прошагал в солдатской шинели многие сотни огненных верст.

Супруги М. М. Харламова и М. Л. Вайнман – скульпторы – не были в сражающемся городе во время блокады, вернулись сюда в 1944 году. Для них тоже война стала не только всенародным, но и личным горем. Они потеряли друзей и близких. Пепелище осталось от их родного дома в Лиговке, погибла мастерская, где хранились многие работы ее отца М. Я. Харламова – одного из самых первых создателей скульптурной Ленинианы. С высокой ответственностью, с волнением, творческим подъемом работали мастера искусства над памятником скорби и славы.

В 1955 году на Пискаревское кладбище пришли рабочие, чтобы соорудить на его территории в 26 гектаров величественный памятник.

Монталь в Летуаль по материалам www.montale-original.ru.
Пискаревское мемориальное кладбище 1960-2000 Для создания ансамбля потребовалось засыпать 50 000 кубометров земли. Привезти с украинских каменоломен более 800 вагонов гранита. Уложить у входа вдоль центральной аллеи и вокруг памятника 10 000 м2 каменных тесаных плит. Окружить братские могилы гранитным поребриком, общая длина которого 45 км. На территории мемориала высадили 10 000 красных роз, около 1000 деревьев различных пород, многокилометровые ленты кустарников.

Проект осуществляли многие коллективы: строительный трест управления предприятий
коммунального обслуживания, Ленметрострой, дорожно-строительные организации, трест зеленых насаждений. Ленинградское отделение художественного фонда СССР и мозаичная мастерская Академии художеств СССР. От начала проектирования в напряженном труде пролетели 15 лет.

9 мая 1960 года в пятнадцатую годовщину Победы советского народа над фашистской Германией, тысячи ленинградцев пришли на Пискаревское кладбище. В этот день состоялось торжественное открытие мемориального ансамбля.

В день открытия некрополя митинг состоялся и на Марсовом поле. Здесь тоже выступили герои обороны Ленинграда, представители общественности. Под звуки марша факел, зажженный от Вечного огня на Марсовом поле, был перевезен в сопровождении почетного эскорта офицеров-мотоциклистов на Выборгскую сторону и огонь с Марсова поля загорелся на Пискаревском мемориале.

К 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции ленинградский композитор Н. П. Червинский вместе с земляками-поэтами создал ораторию, посвященную памяти погибших в блокаду, погребенных на Пискаревском кладбище. В ней сочетаются голоса чтеца, солиста, хора и оркестра. Оратория часто звучит над печально-торжественным полем некрополя.

Архитектура, скульптура, мозаика, поэзия, музыка, живая и тонкая палитра природы – все это усиливает неизгладимое впечатление, которое уносит каждый в сердце.

Верно сказал о мемориале, о таланте создателей художественного ансамбля известный ленинградский живописец, народный художник СССР Ю. М. Непринцев: “Здесь, на этом поле, все так же просто, величественно и грандиозно, как и великий подвиг ленинградцев”.