ПОСЛЕДНЯЯ КАМПАНИЯ

Разгром группировки немецко-фашистских войск в Заполярье резко изменил всю обстановку на Северном морском театре. Гитлеровцам пришлось эвакуировать свои части из Северной Норвегии. В ноябре 1944 г. войска противника отошли на рубеж Порсангер-фьорда. В феврале 1945 г. немцы оставили район Хоннингсвог, Гаммерфест (с аэродромом Банак); в феврале — марте—-район Гаммерфест, Альта; в мае эвакуировалась морская комендатура Тромсё. В 1945 г. морские сообщения врага проходили уже вне пределов операционной зоны Северного флота (западнее меридиана 20°). К началу 1945 г. в военно-морские силы противника, находившиеся в Северной Норвегии, входило до 10 эскадренных миноносцев и сторожевых кораблей, значительное количество различных катеров, тральщиков, вспомогательных судов, базировавшихся в портах Хоннингсвог, Гаммерфест, Альта, Тромсё, Нарвик, Будё. В портах Северной Норвегии отмечалось до 30—35 подводных лодок. На аэродромах Банак, Тромсё, Бардуфос, Будё и Тронхейм в начале года насчитывалось до 150 самолетов1. Надводные корабли противника в 1945 г. обеспечивали в основном эвакуацию, несли дозорную службу. Операционная зона их постепенно сокращалась. В апреле надводные корабли действовали только южнее Тромсё. Резко сократилась в 1945 г. боевая деятельность немецкой авиации. Всего было отмечено 807 самолето-вылетов, из них в разведывательных целях — 363 (45%). Бомбардировочная и торпедоносная авиация использовалась для ударов по союзным конвоям. В районе Кольского залива неприятельские самолеты появлялись только во время прибытия союзных конвоев. Однако гитлеровское командование не отказалось от попыток нарушить наше судоходство. В 1945 г. особенно активизировались действия подводных лодок у побережья Кольского полуострова. В этом районе одновременно находились 3—4 лодки, а при обнаружении союзных конвоев — до 10—12. Повышение активности вражеских подводников можно объяснить появлением у них новых типов лодок, снабженных приспособлением «шнорхель», обеспечивающим работу дизелей, а следовательно зарядку батарей под водой, и более совершенными приборами радиолокации и гидроакустики. В целом в 1945 г. противнику удалось создать серьезную подводную опасность у побережья Кольского полуострова, что и определило характер боевой деятельности североморцев в этот период. Северный флот продолжал получать пополнение. В его состав дополнительно вошли 16 больших охотников, 22 торпедных катера и 4 десантных самоходных судна. Это позволило еще в военные месяцы 1945 г. возвратить гражданским организациям часть судов. Усиление действий немецких подводных лодок резко повысило напряжение кораблей противолодочной обороны (миноносцев, тральщиков, больших и малых охотников). Это напряжение возрастало еще и потому, что часть их находилась в ремонте после интенсивной боевой деятельности в 1944 г. Недостаточная вооруженность нашего флота современной радиолокационной и гидроакустической аппаратурой по-прежнему понижала успешность его действий против неприятельских подводных лодок. Военно-воздушные силы флота имели более 700 самолетов (около 55% истребителей, 13% штурмовиков, 11% торпедоносцев, 7% бомбардировщиков, 6% разведчиков) 2, не хватало самолетов противолодочной авиации. На кампанию 1945 г. Северному флоту ставились следующие задачи: обеспечивать совместно с силами союзников движение конвоев в операционной зоне флота; оборонять свои базы, побережье, внутренние коммуникации и рыболовные промыслы от ударов врага; поддерживать силы флота в готовности содействовать приморскому флангу 14-й армии; нарушать морские сообщения противника к западу от Пор-сангер-фьорда; поддерживать благоприятный оперативный режим, обеспечивающий выполнение задач. В сложившейся на театре обстановке главными оказались первые две задачи. Немало сил требовалось также для обороны во взаимодействии с 14-й армией и кораблями норвежского флота побережья Варангер-фьорда. Задача нарушения морских сообщений практически отпала, не потребовалась и поддержка приморскому флангу армии. Все это позволило командованию флота максимальное внимание уделить защите своего судоходства и борьбе с главной опасностью— цкими подводными лодками, а также ликвидации минной опасности на театре. Основным способом защиты судоходства оставалась система конвоев. Недостаток технических средств обнаружения подводных лодок и слабая эффективность мер противоло- домной обороны на театре вынудили командование флота усилить непосредственное охранение транспортов на переходе морем. В начале года на каждый транспорт обычно выделялось 3—4 корабля охранения, но затем это количество пришлось увеличить. Конвои формировались, как правило, из 2—3 транспортов и 15—18 кораблей, обеспечивавших две линии кругового охранения. Для конвоирования транспортов привлекались миноносцы, сторожевые корабли, тральщики, большие и малые охотники, сторожевые и торпедные катера. На основе полученного боевого опыта была изменена тактика противолодочной обороны конвоев. Вражеские подводные лодки атаковали обычно со стороны кормовых курсовых углов и с большой дистанции. Поэтому наши конвои теперь шли при круговом охранении с одинаковой плотностью на всех курсовых углах. Кроме того, дистанции между охраняемыми объектами и кораблями охранения увеличились до 15 каб. Нередко из кораблей охранения формировалась специальная ударная группа (преимущественно из торпедных катеров), следовавшая впереди конвоя в 40—60 каб. Такая система охранения, как показала жизнь, обеспечивала бесперебойное плавание транспортов, но борьба на коммуникациях была напряженной. Вот как проходил один из конвоев. В 0 час. 15 мин. 22 апреля 1945 г. из Лиинахамари в Кольский залив вышел конвой в составе транспортов «Иде-фьорд» (норвежский) и «Онега», эсминцев «Карл Либкнехт» (флаг командира конвоя начальника штаба эскадры капитана 1 ранга А. М. Румянцева), «Дерзкий», «Жесткий» и «Достойный», 2 тральщиков, 6 больших охотников, 4 торпедных катеров и норвежских корвета и 3 тральщиков. Противолодочное охранение конвоя осуществляли также две летающие лодки типа «Каталина» и пара сменяющихся истребителей. В 0 час. 38 мин. капитан В. А. Лятин, пилотировавший самолет «Каталина», в 12 милях севернее мыса Цып-Наво-лок обнаружил подводную лодку в надводном положении и сбросил на нее с высоты 300 м четыре противолодочные бомбы. Одна из бомб попала лодке в корму, и она, потеряв ход, с дифферентом на корму быстро погрузилась. В 6 час. 18 мин. «Карл Либкнехт» (командир капитан-лейтенант К. Д. Старицын) с помощью гидроакустики обнаружил внутри строя конвоя лодку в подводном положении и атаковал ее пятью сериями глубинных бомб. Затем лодку стали преследовать «Дерзкий» и большой охотник «БО-131». Они «не отпускали» ее до тех пор, пока конвой не прошел опасный район. В 8 час. 23 мин. «Карл Либкнехт» внутри строя обнаружил еще одну подводную лодку и сбросил на нее четыре серии глубинных бомб. Преследованием этой лодки занялся «БО-225». Вскоре на месте глубинного бомбометания появились воздушные пузыри. В 8 час. 41 мин. вражеская лодка торпедировала норвежский транспорт, но он остался на плаву. Через несколько минут взрыв очередной торпеды повредил «Онегу». Буксировка поврежденных судов задержала конвой почти на два часа. В этот период корабли трижды обнаруживали немецкие лодки. В 9 час. 06 мин. «Карл Либкнехт», установив надежный гидроакустический контакт с лодкой, сбросил на нее весь запас бомб. Вскоре, сильно поврежденный, подводный пират появился на поверхности в 50 м от эсминца. Это оказалась «U-286». Обстрелянная из всех орудий «Карла Либкнехта», она навсегда скрылась под водой . До прихода конвоя в порт назначения немецкие лодки атаковывали его шесть раз. В 13 час. 03 мин. «Достойный» четырежды атаковал лодку. На поверхность всплыли отдельные предметы, образовалось соляровое пятно. В 1945 г. по внутренним коммуникациям (в пределах Белого и Баренцева морей) Северный флот провел 70 конвоев. включавших 155 транспортов и вспомогательное судно. Для охранения этих конвоев корабли совершили около 494 выходов, из них миноносцы—110 и большие охотники-264 выхода. На этих судах было перевезено около 103 тыс. человек и 71 тыс. т различных грузов. Немецким подводным лодкам удалось потопить только один транспорт; один транспорт (норвежский) и миноносец «Разъяренный» получили повреждения 2. Союзные конвои продолжали ходить между портами Англии и СССР до 28 мая. С 1 января по 28 мая из Англии в Кольский залив и порты Белого моря прибыло 5 конвоев в составе 136 транспортов и 90 кораблей охранения, а из Кольского залива отправилось 5 конвоев с общим количеством 141 транспорт и 89 кораблей охранения3. После уничтожения «Тирпица» англичане отказались от специального отряда прикрытия для своих конвоев. Значительно уменьшилась и воздушная опасность для них, так как немцы могли использовать теперь лишь соединения торпедо-носно-бомбардировочной авиации, не имевшие специальной подготовки. Всего для действий против конвоев союзников противник сделал 239 самолето-вылетов, вылетая сначала с аэродромного узла Тронхейм, а в последующем, по мере продвижения каравана судов на северо-восток — с аэродромов Будё и Бардуфосс. Главную опасность для внешних конвоев в 1945 г. создавали подводные лодки врага. Поэтому командованию Северного флота пришлось выделять дополнительные силы для укрепления противолодочной обороны в районах движения внешних конвоев, главным образом Беломорской группы, и их охранения. Всего для обеспечения внешних конвоев корабли флота в 1945 г. 108 раз выходили в море, авиация же только для противолодочного охранения внешних конвоев совершила 607 самолето-вылетов !. При проводке конвоев в наши порты и обратно союзники потеряли 5 транспортов и 5 кораблей охранения. Потери Северного флота в этих действиях составили один эскадренный миноносец («Деятельный»), потопленный акустической торпедой 16 января 1945 г. "В тот день из Кольского залива в Северодвинск вышел конвой из 6 иностранных транспортов и 2 танкеров в охранении лидера «Баку» (флаг командира конвоя капитана 1 ранга А. М. Румянцева) и 8 эскадренных миноносцев. В светлое время противолодочное охранение конвоя осуществляли поочередно 6 самолетов Пе-3. В 20 час. 30 мин. в районе губы Порчниха эсминец «Деятельный», шедший в хвосте конвоя, атаковала акустической торпедой подводная лодка. Взрывом оторвало корму, корабль лишился хода и начал медленно тонуть. Экипаж вел мужественную борьбу за живучесть корабля, но повреждения оказались настолько серьезными, что ничто уже не могло помочь. Необходимо было принимать меры для спасения личного состава, однако командир принял это решение с опозданием. Корабль встал вертикально на корму и быстро затонул, унеся с собой многих моряков . Мужественный и смелый моряк капитан-лейтенант К. А. Кравченко забыл в данном случае важную заповедь командира корабля — если исчерпаны все средства сохранения корабля, спасать экипаж. Не учел командир «Деятельного» также и того обстоятельства, что эсминец английской постройки времен первой мировой войны имел слабую живучесть и попадание одной торпеды оказалось для него гибельным. Активизация действий немецких подводных лодок в Баренцевом море в 1945 г. потребовала от командования флота усилить противолодочную оборону, главным образом в южной части моря. К борьбе с неприятельскими подводными лодками были привлечены основные соединения флота —• эскадра, силы охраны водного района главной базы, бригады подводных лодок и торпедных катеров, ВВС флота. Однако из-за отсутствия или недостатка гидроакустической и радиолокационной аппаратуры не все из них могли выполнять поставленную задачу успешно. Для повышения эффективности борьбы с подводными лодками противника на театре усиливались воздушная разведка и дозорная служба, особенно в периоды перед приходом (выходом) конвоев; организовывались специальные поиски силами авиации и надводных кораблей; увеличивалось количество кораблей охранения в составе конвоев; устанавливалось наблюдение за рыболовецкими судами, чтобы своевременно прийти им на помощь; организовывались специальные поисковые действия. Всем кораблям были запрещены одиночные переходы в темное время суток; днем они тоже разрешались в порядке исключения. Вот один из примеров поисковых действий кораблей. В ночь на 21 января 1945 г. эсминцы «Живучий», «Дерзкий», «Доблестный» и «Достойный» вышли из Иоканки с этой целью в район о. Большой Олений. В 2 часа 25 мин. «Дерзкий» радиолокатором обнаружил подводную лодку и, увеличив ход. пошел на сближение с ней. Однако противник, располагавший радиолокационными станциями перехвата, заметил опасность и быстро погрузился. «Дерзкий» по расчетным данным сбросил глубинные бомбы, но результатов не наблюдал. В 8 час. 50 мин. «Дерзкий» снова обнаружил, на этот раз гидроакустическими средствами, немецкую подводную лодку и совместно с «Живучим» атаковал ее. Корабли сбросили 36 больших глубинных бомб и выстрелили 57 контактных мин — на поверхности моря появились масло и большие воздушные пузыри. В 11 час. 25 мин. «Доблестный» и «Достойный» атаковали обнаруженную ими лодку глубинными бомбами, но результатов атаки также не увидели. В ночь на 24 января эти же эсминцы на переходе из Иоканки в Кольский залив увидели немецкую подводную лодку. Хотя она при приближении наших кораблей начала срочно погружаться, североморцы успели сбросить глубинные бомбы и обстрелять лодку из бомбометов. Не теряя с лодкой гидроакустического контакта, эсминцы преследовали ее три часа. По обильному выделению масла и воздушных пузырей на поверхности можно было предположить, что враг уничтожен. 23 января был организован одновременный поиск подвод ных лодок на подходах к Кольскому заливу и в Варангер-фьорде. В нем участвовали три группы кораблей: шесть больших охотников, два катера МО, два торпедных катера, а также шесть Пе-3 95-го авиаполка и два Ил-4 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка. В этот день корабли дважды обнаружили и атаковали подводного врага. 16 марта для поиска немецких подводных лодок на подходах к Кольскому заливу и в Варангер-фьорде авиация флота совершила 28 самолето-вылетов. В отдельных районах самолеты производили контрольное бомбометание. Этот способ, применявшийся во второй мировой войне всеми флотами, не давал ощутимых результатов. Он был рассчитан на то, чтобы показать лодке, находившейся в подводном положении, что вблизи имеются противолодочные силы, готовые нанести удар. Однако не всех можно запугать таким способом. Для советских подводников, например, контрольное бомбометание противника служило сигналом приближения конвоя, и они шли по направлению взрывов глубинных бомб. 23 марта авиация флота совершила 36 самолето-вылетов для поиска и уничтожения подводных лодок у входа в Кольский залив. Самолеты действовали в основном парами. При обнаружении лодки один из них продолжал наблюдение, а другой выходил в атаку. В этот день самолеты три раза обнаружили и атаковали вражеские лодки. В 12 час. 05 мин. два торпедоносца 36-го минно-торпедного авиаполка (ведущий Герой Советского Союза капитан В. П. Рукавицын) атаковали лодку, шедшую под перископом. После первой серии авиабомб, накрывших лодку, она появилась на поверхности с сильным креном. Самолеты обстреляли лодку из пулеметов и вторично сбросили на нее серию бомб. Фашистский корабль погрузился, выделяя воздушные пузыри и солярку. 9 мая 1945 г. советские люди и все свободолюбивые народы мира радостно отмечали День Победы над фашистской Германией. Но Северный флот еще оставался на военном положении. Не все немецкие подводные лодки, находившиеся к моменту капитуляции в море, подтвердили свое согласие вернуться в базы. Это заставляло советское командование принимать меры противолодочной обороны. Сохранялась и минная опасность на театре. Северный флот продолжал обеспечивать судоходство на внутренних и внешних коммуникациях. Только 28 мая английское адмиралтейство объявило Атлантический и Ледовитый океаны свободными от сил противника и отменило систему конвоев. Все торговые суда получили разрешение следовать самостоятельно (ночью с положенными ходовыми огнями»). Аналогичное решение командующий Северным флотом принял 3 июня. Тральные силы флота приступили к полному уничтожению всех минных заграждений и отдельных мин на театре. Наступил долгожданный мир.

на предыдущую страницу на главную страницу на следующую страницу