КОНВОИ ПРОДОЛЖАЮТ ПУТЬ

Непрерывно растущие нужды фронта и тыла требовали максимального увеличения перевозок на Северном морском театре. В 1943 г. только по внутренним коммуникациям в Белом, Баренцевом морях и в Арктике перевозки составили 548 тыс. т. Это был наибольший годовой объем перевозок за время войны.
По заданию Советского правительства постепенно расширялся объем рыбной ловли. В конце 1943 г. только из Мурманска на рыбные промыслы ушли 18 траулеров. Несколько уменьшились перевозки войск, личного состава флота и гражданского населения, но и они составили за год 266 тыс. человек.
В 1943 г., когда наступил перелом в ходе войны в пользу Советского Союза, США и Великобритания увеличили поставки по ленд-лизу. Однако, несмотря на общее улучшение стратегической и оперативной обстановки на театре, английское адмиралтейство отказалось посылать конвои в наши северные порты в период полярного дня — с марта по ноябрь. В остальные месяцы в них прибыли 7 конвоев (120 транспортов) и ушли в Англию 6 конвоев (94 транспорта) . .
Борьба на наших коммуникациях в 1943 г. носила напряженный характер и развернулась в основном в районе главной базы Северного флота. Немецко-фашистское командование предприняло отчаянную попытку нарушить наше судоходство в районе Кольского залива и на подходах к нему. С началом года бомбардировочная авиация противника стремилась сорвать нормальную работу Мурманского порта и Кировской железной дороги. .
Со второй половины февраля 1943 г. в районе главной базы флота враг начал широко использовать против нашего судоходства истребительную авиацию в варианте штурмовиков и бомбардировщиков. Особенно активно, группами по 9—11 самолетов, фашистская авиация действовала в Мотовском заливе и в пунктах разгрузки на полуострове Рыбачий. Гитлеровцы пытались блокировать полуострова Рыбачий и Средний и тем сорвать снабжение находившихся там советских войск. В мае — июне немцы произвели в Мотовском заливе 34 групповые атаки, потопили 10 наших мелких судов и катеров и, кроме того, 10 повредили. Всего в первой половине года авиация противника совершила 171 налет с общим количеством 1373 самолета. Из-за сильного противодействия вражеской авиации план перевозок полугодового запаса снабжения на полуостров Рыбачий был выполнен с опозданием. Советскому командованию пришлось отказаться от базирования торпедных катеров на пункт Земляное и от зарядки подводных лодок в бухтах Рыбачьего. Для перевозок снабженческих грузов на полуострова Рыбачий и Средний использовались небольшие суда: мотоботы, дрифтеры, буксиры, самоходные шаланды, а для их охранения— сторожевые катера, часть из которых была переоборудована из рыболовных судов. Зенитные средства катеров могли отразить атаку только одиночных самолетов. В связи с активизацией вражеской авиации командованию Северного флота пришлось усилить охранение небольших конвоев и установить зенитное вооружение на самих транспортал, а также улучшить противовоздушную оборону пунктов разгрузки на Рыбачьем. Для прикрытия конвоев все чаще стала выделяться авиация. В борьбе с авиацией противника в районе главной базы в 1943 г. участвовали истребительная авиация, части ПВО флота (зенитные батареи и специальные части), корабли. Непрерывно росло мастерство летчиков-истребителей и зенитчиков береговых батарей и кораблей. Днем и ночью на страже заполярного неба стояли зенитчики. В 1943 г. зенитные части получили радиолокационную аппаратуру, связанную с прожекторами. Это значительно повысило эффективность зенитных стрельб и позволило своевременно обнаруживать приближающиеся самолеты врага. В январе — феврале с помощью радиолокационных станций орудийной наводки зенитчики сбили четыре самолета. Успешно отражали они теперь и налеты фашистских бомбардировщиков на Мурманск и пункты стоянки кораблей в Кольском заливе. Зенитчики кораблей нередко выходили победителями и в схватках с вражеской авиацией. 26 февраля пять истребителей противника атаковали сторожевой корабль № 11 («Торос»), находившийся в дозоре на линии Цып-Наволок, мыс Черный. Интенсивным зенитным огнем корабль отбил атаку направился спасать экипажи двух сбитых самолетов МБР-2. Враг пытался помешать маневру корабля и атаковал его сначала тремя, а затем восемью самолетами. Однако советские моряки, отбив обе атаки, спасли своих боевых товарищей. 9 мая на той же дозорной линии сторожевой корабль №21 («Град»), отражая атаку девяти ФВ-190, сбил один и повредил другой вражеский самолет. Сам корабль тоже получил повреждение и вынужден был уйти в базу. Ему на смену вышел сторожевой корабль №31, которому пришлось выдержать четыре атаки фашистских истребителей. В атаках участвовали до 16 Me-109. Мужественный экипаж с честью вышел из этой тяжелой борьбы. 11 мая сторожевой катер «МО-112» буксировал поврежденный катер в районе Земляное, когда на них налетели семь фашистских истребителей. Метким огнем зенитчики сбили два из них, после чего остальные обратились в бегство. В тяжелой обстановке на помощь кораблям не раз приходили летчики-североморцы. Так, 5 июня «МО-111». «МО-113», «МО-122» и «МО-133» конвоировали в Мотовском заливе буксир с баржей и катер с грузами. В 4 часа 35 мин. (солнце в этот период не заходит) три группы истребителей противника (всего 32 самолета) обрушились на маленький конвой. Вражеские самолеты, осуществив три захода, с высоты 100— 150 м засыпали катера и суда бомбами, снарядами, пулеметным огнем. В 6 час. над конвоем появились еще восемь самолетов. И тогда на помощь катерам пришли наши истребители. Шесть часов они прикрывали конвой, для чего совершили 52 вылета. Летчики-североморцы сбили 9 самолетов противника, но и сами потеряли 6 истребителей. Зенитная артиллерия катеров сбила 5 самолетов, и только один катер получил повреждения. Конвой достиг места назначения. Новая радиолокационная техника облегчила действия истребительной авиации. Самолеты-истребители, своевременно предупреждаемые о приближении вражеской авиации, могли теперь встречать противника на дальних подходах к охраняемым объектам главной базы и Мурманска. На флоте была создана централизованная система наведения истребителей. Летчик-оператор, наблюдая за общей обстановкой в воздухе, руководил действиями летчиков в воздушном бою. В результате в 1943 г. из месяца в месяц росло число сбитых фашистских самолетов: в январе — 6; в феврале—13; в марте— 18; в апреле—14; в мае — 26; в июне — 34. Особенно активно советская авиация действовала против немецких аэродромов. Уже в начале года к решению этой задачи привлекались девять авиационных полков флота, фронта и резерва главного командования. Более всего ударам нашей авиации подверглись близлежащие аэродромы (Луо-стари, Хьебуктен), с которых командование противника направляло самолеты для атак наших береговых объектов и коммуникаций. Гитлеровцы прилагали немало усилий для того, чтобы сохранить свое преимущество в воздушном пространстве Севера. Их 5-й воздушный флот непрерывно получал подкрепление. В апреле в Северную Норвегию был переброшен 6-й истребительный авиаотряд, носивший громкое название «Гордость Германии». В его составе находились такие известные асы, как Мюллер (на счету которого значилась 91 воздушная победа), Добрих, Фальдик. В середине апреля напряженность воздушной обстановки резко возросла. 19 апреля для прикрытия главной базы истребители Северного флота произвели 74 самолето-вылета; 20 апреля — 76; 25 апреля— 102. В эти апрельские дни перед отвагой и мастерством советских соколов померкла «Гордость Германии». 19 апреля 1943 г. посты ВНОС сообщили о приближении 18 фашистских самолетов, летевших тремя группами. Враг намеревался нанести бомбовый удар по району Ваенга. Одну группу, состоявшую из лучших по тому времени немецких высотных истребителей А\е-109. пилотировали асы 6-го отряда во главе с Мюллером. Навстречу врагу советское командование смогло послать только четыре истребителя, пилотируемых летчиками В. А. Горишиным, Н. А. Бокий, .. Титовым и 3. А. Сорокиным. Четверка отважных перехватила фашистов и, несмотря на их численное превосходство, навязала бой. Вскоре к нашим летчикам присоединился командир полка Герой Советского Союза П. Г. Сгибнев. Будучи хорошими стрелками, немецкие асы обычно выполняли одну внезапную атаку и, избегая затяжного боя, уходили на свою территорию. Советские гвардейцы успешно парировали первую атаку гитлеровцев, противопоставив им искусство маневра, гибкость и взаимную помощь. Когда Добрих неожиданно, из облаков, атаковал самолет Сгибнева, гвардии старший сержант Титов своевременной контратакой сбил аса и тем самым спас своего командира. Тот в свою очередь меткими очередями поразил два самолета врага. Особенно большого успеха в этом бою добился гвардии старший сержант Н. А. Бокий. Молодой летчик обладал прекрасным чувством ориентировки в бою. Заметив, как от ведущего немецкой пары Мюллера оторвался ведомый, Бокий искусно занял его место. Гитлеровец был уверен, что за ним, умело повторяя фигуру высшего пилотажа, следует напарник. Опасность он понял лишь тогда, когда советский истребитель с короткой дистанции открыл огонь. Первой же очередью самолет Мюллера был поврежден. Он смог сесть, и Мюллер пытался уйти на запад, через линию фронта, но это ему не удалось. За эту и многие другие победы Н. А. Бокий был удостоен звания Героя Советского Союза. В этом бою седьмую победу одержал коммунист 3. А. Сорокин. Он вернулся в строй гвардейского полка после тяжелого ранения и ампутации ступней обеих ног в октябре 1941 г. Любовь к Родине помогла воину вновь стать летчиком-истребителем и продолжать героическую борьбу. За время войны Сорокин совершил более 100 боевых вылетов и сбил 13 фашистских самолетов. В августе 1944 г. ему присвоили звание Героя Советского Союза. 6-й авиаотряд, потеряв 19 апреля пять лучших летчиков, 10 дней не участвовал в боях. Однако 29 апреля шестерка асов, ведомая Фальдиком — вторым напарником Мюллера, снова появилась над главной базой. И опять фашисты недосчитались пяти самолетов, а Фальдика постигла участь Мюллера. После этих двух боев отряд фашистских асов закончил свое существование. В сентябре 1943 г. немецкое командование вновь пыталось активизировать действия своих истребителей против наших баз, аэродромов и конвоев и при защите конвоев у норвежского побережья. На одном из основных аэродромов — Луостари отмечалось до 57 самолетов. В связи с этим командование Северного флота наметило нанести мощный удар по аэродрому Луостари для уничтожения вражеских истребителей. Удар был осуществлен 27 сентября. В нем участвовали 90 самолетов авиации флота и 1-й гвардейской смешанной авиационной дивизии 7-й воздушной армии Карельского фронта. Первая группа, состояв шая из Штурмовиков и истребителей, полила аэродром зажигательной смесью и обстреляла его из пушек и пулеметов. Вторая группа — бомбардировщики — сбросила бомбы на самолеты. Завершили удар штурмовики и бомбардировщики третьей группы. Налет оказался настолько внезапным для противника, что его истребители не смогли даже подняться в воздух. В результате удара было уничтожено 20 самолетов, взорван склад с боеприпасами, весь аэродром был охвачен огнем. Во время одного из налетов на вражеский аэродром, полярной ночью 28 февраля 1943 г., удивительный случай произошел с летчиком-истребителем С. Г. Курзенковым. Самолет Курзенкова был подбит зенитным снарядом и загорелся, сам летчик получил ранение. В таких тяжелых условиях советский офицер нашел силы довести самолет до нашей территории. Вот уже видна матовая лента Кольского залива, можно начинать снижение для посадки на аэродром. Но в это время огонь подобрался к бензобакам, пришлось покидать самолет. Несколько секунд летчик находился в свободном падении, чтобы уйти от обломков падающего самолета. Наконец выдернуто кольцо парашюта, и он. раскрывшись, уходит от летчика. Иссеченные осколками ремни парашюта не выдержали, и купат оборвался. Курзенков пролетел около 2 тыс. м и остался жив. Он упал в глубокое ущелье, занесенное снегом. Снег ослабил удар, но состояние летчика все же было исключительно тяжелым. Потребовался напряженный труд врачей, чтобы спасти жизнь отважному гвардейцу. К жизни его вернули искусные руки главного хирурга флота Д А. Арапова и других врачей. В июле 1943 г. Курзенкову было присвоено звание Героя Советского Союза. Случай с Курзенковым летчики назвали одним из авиационных чудес. В 1943 г. советские истребители, летчики ударной авиации, зенитчики береговых батарей и кораблей выдержали напряженную борьбу с авиацией противника и вышли победителями. Гитлеровская авиация понесла большие потери. Только в первом полугодии 1943 г. истребительная авиация флота совершила 5971 самолето-вылет. В боях летом 1943 г. советская авиация завоевала господство в воздушном пространстве Севера. Во втором полугодии 1943 г. результаты действий немецкой авиации на наших морских сообщениях резко снизились. Наши потери за шесть месяцев составили всего 5 мелких судов и катеров. Противнику не удалось прервать судоходство в районе главной базы Северного флота. К концу года значительно сократилось число полетов вражеских самолетов в зоне главной базы и над Мурманском. С началом арктической навигации немецко-фашистское командование развернуло действия своих подводных лодок в восточной части Баренцева моря, в горле Белого моря, а затем и в Карском море вплоть до пролива Вилькицкого. Свою деятельность подводные пираты начали с активных минных постановок в узловых пунктах арктических коммуникаций: в новоземельских проливах, в районе губы Белушья и у о. Диксон. Всего они выставили 342 донные неконтактные мины. В Карском море одновременно действовало до шести немецких подводных лодок. Первоначально они применяли метод крейсерства в обширных районах для разведки и выявления основных коммуникаций, а затем действовали группами на путях конвоев между о. Диксон и проливом Вилькицкого. С окончанием арктической навигации, в конце октября, подводные лодки противника возвратились в южную часть Баренцева моря. В начале летней навигации 1943 г. командование Северного флота большое внимание уделило борьбе с минной опасно стью. Тральные силы флота усердно выполняли свои трудные обязанности «пахарей моря» и осуществили контрольное траление фарватеров в восточной части Баренцева моря. Флоту не хватало сил и средств для надежной обороны всех районов от действий подводных лодок. Поэтому основным методом защиты коммуникаций оставалось конвоирование транспортов. Пополнение флота новыми кораблями позволило увеличить количество кораблей охранения: в среднем с двумя транспортами направлялось три корабля охранения. В связи с ростом дальности торпедной стрельбы с подводных лодок пришлось увеличить расстояние между кораблями охранения и транспортами. 9 октября 1943 г. из Архангельска на Новую Землю вышел конвой в составе транспорта «Марина Раскова» и эскад ренных миноносцев «Гремящий» и «Громкий». Конвоем командовал командир дивизиона эскадренных миноносцев капитан 2 ранга А. И. Турин. Транспорту предстояло доставить в губу Белушья теплую одежду, продовольствие, оборудование для аэродрома и топливо. Корабли попали в сильный шторм. Крен достигал 50°. До Белушьей губы оставалось миль 150, когда на транспорте сорвало руль и судно лишилось управления. Восемь часов почти нечеловеческих усилий затратили экипажи транспорта и «Гремящего», чтобы завести буксир. Но последний вскоре не выдержал могучих рывков и лопнул. Искусный моряк А. И. Турин приказал удлинить буксир, использовав якорные цепи транспорта и эсминца. Только это и обеспечило успешную буксировку. На пятые сутки похода «Гремящий», у которого было на исходе топливо, привел транспорт в губу Белушья. За время перехода «Громкий» дважды обнаруживал лодки противника и сбрасывал на них глубинные бомбы. Не одну тысячу миль прошел «Гремящий», сопровождая транспорты. Корабельные зенитчики сбили 14 и повредили более 20 самолетов врага, отразили несколько атак подводных лодок. 1 марта 1943 г. «Гремящий» был преобразован в гвардейский корабль; А. И. Турин, командовавший им, был позже удостоен звания Героя Советского Союза. Для борьбы с немецкими подводными лодками более широко начала использоваться авиация флота. Сторожевые катера и самолеты МБР-2 перед выходом конвоя в море производили по его курсу поиск подводных лодок. Эти самолеты осуществляли также противолодочное охранение конвоя. Но вследствие отсутствия технических средств обнаружения, малого запаса бомб и ограниченного времени полета МБР-2 длительно воздействовать на подводные лодки врага не могли. В связи с этим в 1943 г. стало развиваться взаимодействие самолетов с кораблями охранения. Самолет сообщал кораблям место обнаружения лодки, а корабли на основании этих данных выходили в атаку. В 1943 г. для проводки двух особо ценных конвоев были организованы специальные операции с участием всех сил Беломорской флотилии и части сил Северного флота. Цель операций состояла в том, чтобы обеспечить выход ледокола "Сибирь" и ледореза «Ф. Литке» в Арктику и их возвращение в Архангельск. От сохранности ледоколов зависел успех не только арктической навигации, но и навигации в Белом море. По решению Государственного Комитета Обороны 11 октября руководство операцией возлагалось на командующего Беломорской флотилией контр-адмирала С. Г. Кучерова, прибывшего для этого в бухту Тикси. Конвой получил условное обозначение сАБ-55>. 22 октября ледоколы вышли из Тикси к проливу Вилькицкого. Тяжелая гидрометеорологическая и ледовая обстановка (ветер 8 баллов, ледяной покров до 10 баллов) не благоприятствовала переходу. Плавание в октябре — ноябре в этом районе раньше не практиковалось, но зато исключались здесь и действия немецких подводных лодок. К этому времени закончилось развертывание всех сил, участвовавших в операции. У побережья Северной Норвегии развернулись подводные лодки. Три тральщика несли дозор и осуществляли траление в Карских Воротах. Три группы тральщиков находились в готовности в Иоканке и Архангельске. В целях противолодочной обороны конвоя шесть самолетов перебазировались в район его плавания; на своем аэродроме дежурили самолеты 95-го авиаполка (Пе-3). 26 октября у мыса Неупокоева к ледоколам присоединились сторожевой корабль «СКР-19» и заградитель «Мурман», вышедшие с Диксона. Западная часть Карского моря оказалась свободной ото льда. В связи с этим командующий флотилией, учтя обстановку: продолжительность темного времени, плохую видимость и наличие льда в Карских Воротах, затруднявших проход подводных лодок, принял решение продолжать движение, не ожидая усиления охранения. 10 ноября конвой благополучно прибыл в Усть-Кару. Для встречи конвоя командующий флотом, прибывший на время операции в Архангельск, выслал из Иоканки 4 тральщика и из Архангельска бригаду эсминцев (лидер «Баку» и 4 эсминца). Однако переход этих кораблей задержался из-за шторма. Только 14 ноября конвой вышел из Усть-Кары в составе двух ледоколов и шести кораблей охранения. На следующий день в Карских Воротах к нему присоединилась бригада эсминцев, что позволило создать двойную линию кругового охранения. От Карских Ворот до о. Колгуев конвой следовал при плохой видимости. Противник не появлялся, за исключением одной подводной лодки в момент соединения эсминцев с конвоем. На участке от о. Колгуев до мыса Канин Нос корабли охранения с помощью гидроакустической аппаратуры раз 10— 12 обнаруживали немецкие лодки, пытавшиеся атаковать конвой методом «волчьей стаи», и сбрасывали на них глубинные бомбы, в том числе и из новых 24-ствольных бомбометов. 16 ноября эсминец «Разумный» (командир капитан-лейтенант В. В. Федоров) обстрелял самолет-разведчик противника и три раза атаковал подводные лодки. Тральщик «ТЩ-114» (командир капитан-лейтенант Н. С. Дебелов) в 10 час. 47 мин. с помощью гидроакустики обнаружил неприятельскую подводную лодку и через несколько минут сбросил 24 глубинные бомбы, а затем еще 12. В 15 час. тральщику вновь пришлось атаковать вражескую лодку. И здесь случилось непредвиденное. В момент атаки одна мина ударного действия, вылетевшая из установки, упала на палубу корабля. Ее взрыв причинил бы немало бед. Нельзя было медлить ни секунды. Стремительным рывком к мине бросились главный старшина А. Ф. Проценко и старшина 1-й статьи С. Н. Баталов и выкинули ее за борт. Через четыре секунды последовал взрыв, но уже на безопасном для корабля расстоянии. В результате успешных действий кораблей охранения конвой, пройдя без потерь 2600 миль, 18 ноября прибыл в Северодвинск. Всего в 1943 г. в Арктике было проведено 110 конвоев с общим количеством 170 транспортов1. Потери составили только четыре судна (одно погибло на минах, а три — в результате атак подводных лодок), три тральщика и вспомогательное судно. На внешних морских сообщениях общая обстановка в 1943г. характеризовалась ослаблением активности против ника. Отдельные его попытки добиться реальных успехов не достигли цели. Потери союзных конвоев за год составили всего 4 транспорта. Это объяснялось прежде всего ослабле нием бомбардировочной и торпедоносной авиации врага в результате потерь и ее переброски на другие участки совет ско-германского фронта. Поэтому действия подводных лодок, несмотря на увеличение их количества, без поддержки авиа ции теряли силу. Сказывалось и усиление защиты внешних конвоев союзниками и Северным флотом. Изменению обста новки на театре способствовало также потопление англий скими кораблями в декабре 1943 г. немецкого линейного ко рабля «Шарнхорст». С декабря 1942 г. английское командование делило большие конвои на две части, по 13—19 судов в каждой. Части отправлялись с интервалом 4—8 дней. Отряд прикрытия из 2—3 крейсере» и нескольких эсминцев прикрывал переход обеих частей кошвоя. Такое порядок сохранялся до февраля 1944 г. Течение января — февраля 1943 г. в советские порты пришли три конвоя. Накануне нового года фашистские корабли пытались нанести удар по конвою «IW-51B», но корабли охранения успешно отбили их атаку, потопив один новый эсминец и повредив крейсер «Адмирал Хиппер». Против двух следующих конвоев действовали только подводные лодки., ню тоже безуспешно. В это же время несколько советских судов совершили самостоятельные переходы в США. Пройдя по самым север-кромки полярных льдов) маршрутам, экипажи с честью выполнили задачи. Не испугали советских моряков и отдельные нападения врага. Так, 5 января транспорт «Ванцетти» умело уклонился от двух торпед, выпущенных вражеской подводной лодкой. Когда же она всплыла и пыталась сблизиться с судном, моряки встретили ее пулеметным и артиллерийским огнем и заставили погрузиться. 17 февраля другой наш транспорт атаковали одиночные самолеты. Зенитчики успешно отражали атаки, при этом один самолет сбили, а другой повредили. В 1943 г. командование Северного флота получило возможность усилить противовоздушную оборону внешних конвоев в своей операционной зоне и портов. Для решения этих задач авиация флота пополнялась соединениями авиации Карельского фронта и ПВО страны. Для обеспечения внешних конвоев авиация умножала удары по аэродромам и базам противника для ослабления его сил, отражала налеты вражеской авиации на наши порты, осуществляла воздушное прикрытие конвоев в море, поиск подводных лодок и мин впереди по курсу конвоя и на подходах к базам, противолодочное охранение караванов судов. Так, например, с 30 декабря 1942 г. по 3 января 1943 г. для обеспечения конвоя «IW-51B» авиация флота произвела 247 самолето-вылетов, из них: 144 — на прикрытие конвоя и перехват самолетов противника; 44 — на бомбардировку аэродромов; 8 — на разведку; б — на поиск лодок и мин. При разделении конвоя в море на две группы — мурманскую и беломорскую — Северный флот охранял беломорскую, а союзники — мурманскую. Обычно для этого выходили 2—3 эсминца, 3—5 сторожевых кораблей и тральщиков. Кроме того, осуществлялось воздушное прикрытие, траление мин, борьба с подводными лодками, проводка ледоколами во льдах. Таким образом, в 1943 г., несмотря на расширение зоны действий врага в Арктике и усиление активности его авиации в районе главной базы, Северный флот успешно решил важную задачу защиты своих морских сообщений. Немецким подводным лодкам удалось причинить лишь небольшие материальные потери судоходству, а авиации — несколько нарушить план перевозок на полуостров Рыбачий.

Заказать обвес Ленд Крузер 200
на предыдущую страницу на главную страницу на следующую страницу