В НАЧАЛЕ ВОЙНЫ

22 июня 1941 года вооруженные силы фашистской Германнии, заранее отмобилизованные и подтянутые к западным границам Советского Союза, внезапно атаковали пограничные войска и, перейдя государственную границу, вторглись в пределы нашей Родины. Гитлеровская Германия ставила своей целью разгромить Советские Вооруженные силы, уничтожить первое в мире социалистичевкое государствво и поработить наш народ.
Советские люди взялись за оружие, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины. На огромном фронте от Баренцева моря до Черного развернулась ожесточенная, невиданная еще в истории борьба.
В упорных оборонительных боях на приморских направлениях важную роль играли наши военно-морские флоты: Балтийский, Черноморский и Северный, которые надежно обеспечивали стратегические фланги Советской Армии. Ведя совместно с сухопутными частями длительную оборону военно-морских баз, островов и побережья, советские моряки оттягивали на себя и сковывали крупные силы противника, причиняя ему большие потери в людях и технике. Это замедляло темп наступления немецко-фашистских войск на главных стратегических направлениях и во многом способствовало срыву фашистского плана "молниеносной" войны, рассчитанного на достижение решительной победы в течение 2-3 месяцев.
Северный морской театр, расположенный на правом фланге советско-германского фронта, находился в стороне от главных стратегических путей, по которым вели наступление основные группировки немецко-фашистских войск. Поэтому положение Северного флота и взаимодействовавших с ним сухопутных войск было более благоприятным, чем у соединений и частей на других участках огромного фронта. К началу Великой Отечественной войны в составе Северного флота имелись сравнительно небольшие силы: отдельный дивизион эскадренных миноносцев (пять новых кораблей типа «Гремящий» и три старых — типа «Новик»); бригада подводных лодок (15 больших, средних и малых лодок); по одному дивизиону сторожевых кораблей типа «Гроза», тральщиков, заградителей и сторожевых катеров типа «МО-4», входивших в состав охраны водного района (ОВР) главной базы флота Полярное. Военно-воздушные силы флота (командующий генерал-майор авиации А. А. Кузнецов) насчитывали 116 самолетов — бомбардировщиков, истребителей и разведчиков, в основном устаревших типов. Береговая и противовоздушная оборона флота состояла из нескольких десятков батарей калибром до 180 мм. Для базирования флота помимо Полярного использовались Мурманск, Архангельск и некоторые другие порты. Таким образом, Северный флот, несмотря на свою молодость, был неплохо подготовлен к решению возникших в ходе войны задач. Он имел базы, аэродромы и береговую оборону во всех важнейших пунктах, налаженную службу наблюдения и связи на театре военных действий.
В предвоенные годы моряки сумели освоить Северный морское театр, получили некоторый боевой опыт во время воины с Финляндией. Но к началу войны на этом флоте имелись и недостатки. В частности, была весьма ограниченная ремонтная база, не хватало аэродромов и некоторых видов оружия, авиация располагала в основном устаревшими самолетами, имела мало бомбардировщиков и вовсе не имела торпедоносцев. Отдельные недостатки были и в боевой подготовке кораблей, частей и соединений флота.
На протяжении всей войны по главе флота стоял один из способных и энергичных советских флотоводцев — контр-адмирал Арсений Григорьевич Головко. Он вступил в командование Северным флотом в 1940г. в возрасте 34 лет. Головко прошел славный путь от курсанта Военно-морского училища имени М. В. Фрунзе, в которое поступил по комсомольскому набору, до первого заместителя Главнокомандующего Военно-морским Флотом. Ближайшими помощниками командующего были член Военного совета флота дивизионный комиссар А. А. Николаев и начальник штаба флота контр-адмирал С. Г. Кучеров.
Рассчитывая добиться своих целей в Заполярье в основном силами сухопутных войск, немецко-фашистское командование ко времени нападения на Советский Союз сосредоточило в водах Северной Норвегии и Финляндии сравнительно небольшой флот. Он состоял из одного вспомогательного крейсера, 8 эскадренных миноносцев, 30 сторожевых кораблей и тральщиков и нескольких подводных лодок. Корабли базировались на Киркенес, Вардё, Гаммерфест и Тромсё. На аэродромах Северной Норвегии и Финляндии находилось до 400 различных боевых самолетов. Однако с провалом плана молниеносного захвата советских баз с суши и ростом потерь в судах гитлеровцы оказались вынужденными пересмотреть свои планы ведения войны на Северном морском театре, поставить перед флотом новые задачи и значительно усилить группировку морских и воздушных сил. В начале 1942 г. противник перебросил на Север эскадру в составе новейшего линейного корабля «Тирпиц», тяжелых крейсеров «Адмирал Шеер», «Адмирал Хиппер» и «Лютцов», легкого крейсера «Кельн», довел число эскадренных миноносцев до 20, значительно увеличил количество противолодочных кораблей и тральщиков. Число подводных лодок, базировавшихся на северные порты Норвегии, в 1942 г. выросло до 20, а число самолетов в Норвегии и Финляндии — до 500. Сосредоточив на Севере довольно крупные силы надводных кораблей, подводных лодок и авиации, гитлеровцы развернули активные действия на наших морских коммуникациях, особенно внешних. С началом войны усилился и Северный флот. Он пополнился мобилизованными торговыми и промысловыми судами, переоборудованными в сторожевые корабли, тральщики и минные заградители. В первые дни войны по решению Государственного Комитета Обороны из состава Краснознаменного Балтийского флота по Беломорско-Балтийскому каналу было переведено на Север несколько подводных лодок, сторожевых и торпедных катеров. В дальнейшем Северный флот непрерывно пополнялся новыми боевыми кораблями и самолетами, поступавшими от промышленности, от наших союзников в войне и с других флотов.
Существенную помощь Северу оказал Тихоокеанский флот, который прислал несколько надводных кораблей и подводных лодок. В 1942 г. по Северному морскому пути впервые в истории военного флота из Владивостока в Заполярье, то есть с востока на запад, за одну навигацию прошел отряд кораблей. В него входили лидер «Баку» (командир капитан 3 ранга Б. П. Беляев), эскадренные миноносцы «Разумный» (командир капитан-лейтенант В. В. Федоров) и «Разъяренный» (командир капитан-лейтенант Н. И. Никольский). Командовал отрядом капитан 2 ранга В. Н. Обухов. Переход еще раз доказал возможность широкого маневра силами между Северным и Тихоокеанским флотами через Арктический бассейн.
В конце 1942 и начале 1943 г. шесть подводных лодок под командованием Героя Советского Союза капитана 1 ранга A.В. Трипольского совершили беспримерный в истории подводного плавания переход с Дальнего Востока на Север через Тихий и Атлантический океаны — общей протяженностью около 17 тыс. миль. Подводные лодки «С-51», «С-54», «С-55», «С-56» и «Л-15», которыми командовали капитан-лейтенанты И. Ф. Кучеренко, Н. А. Братишко, Л. М. Сушкин, Г. И. Щедрин и капитан 3 ранга В. А. Комаров, преодолев большие трудности, благополучно достигли Полярного. Шестую лодку — «Л-16» (командир капитан-лейтенант Д. Ф.Гусаров) на подходах к Сан-Франциско потопила неизвестная подводная лодка. Есть основания считать, что это была японская или американская лодка. Но чьей бы ни была, она действовала подло, так как США являлись нашими союзниками и их военно-морским силам следовало обеспечивать безопасность перехода советских подводных кораблей, а Япония по отношению к СССР была нейтральной страной и также не могла применять оружия против наших лодок.
Переход в условиях военного времени через два океана и шесть морей показал высокое качество боевой техники советских подводных лодок и отличную подготовку подводников. Особенно отличились штурманы (старшим из них на переходе шел дивизионный штурман старший лейтенант B. Ф. Паластров), которые в условиях частых сильных штормов обеспечили высокую точность кораблевождения. По прибытии на Север большинство надводных кораблей и подводных лодок сразу же включились в боевую деятельность и добились немалых успехов.
Незадолго до начала Великой Отечественной войны Военный совет и Управление политической пропаганды Северного флота провели среди личного состава флота большую работу по усилению бдительности и повышению боеготовности кораблей и частей. В помощь политработникам бригады подводных лодок, военно-воздушных сил, противовоздушной обороны и других соединений и частей Управление политической пропаганды выделило 15 своих работников.
Между тем обстановка с каждым днем становилась все более напряженной. 17—18 июня 1941 г. над полуостровами Средний и Рыбачий, над главной базой флота Полярное неоднократно появлялись немецкие самолеты-разведчики. Их обстреляла зенитная артиллерия флота, в воздух поднимались наши самолеты. 19 июня Военный совет Северного флота ввел повышенную оперативную готовность.
С началом военных действий на подходах к базам и портам развернулись корабельные дозоры, была введена систематическая воздушная разведка, выставлены оборонительные минные заграждения, началось оборудование рейдов и якорных стоянок противолодочными заграждениями. Большое внимание Военный совет флота уделил обеспечению безопасности плавания между Мурманском и Архангельском.
В первый же день войны, 22 июня 1941 г., трехорудийная 130-мм береговая батарея № 221 старшего лейтенанта П. Ф. Космачева, контролировавшая вход в Петсамский залив, пустила на дно вражеский тральщик. На следующий день боевой счет в воздухе открыл командир эскадрильи 72-го авиаполка старший лейтенант Б. Ф. Сафонов. 25 июня зенитная батарея лейтенанта Ю. М. Леоненко сбила два неприятельских самолета.
29 июня сосредоточенные на приморском направлении немецко-фашистские войска перешли в наступление. Гитлеровцы стремились захватить Мурманск, Кольский полуостров, Кировскую железную дорогу и, выйдя на побережье Белого моря, овладеть Архангельском. Короче говоря, они стремились захватить все советское Заполярье. Под натиском превосходящих сил противника части 14-й армии отошли на рубеж реки Западная Лица. В начале июля 1941 г. на этом рубеже развернулись ожесточенные бои. Враг, не считаясь с потерями, вводил в бой все новые и новые подкрепления, пытаясь любой ценой сломить сопротивление советских войск, овладеть Мурманском и главной базой флота Полярное.
Однако наши войска при активной поддержке Северного флота сорвали немецкий план молниеносного захвата советского Заполярья и вынудили гитлеровцев перейти к обороне.
В октябре 1941 г. линия фронта на мурманском направлении окончательно стабилизировалась по реке Западная Лица. С началом военных действий перед Северным флотом встали следующие задачи: поддерживать сухопутные войска на мурманском направлении, защищать внутренние и внешние коммуникации, нарушать морские коммуникации противника вдоль побережья Северной Норвегии. К решению этих задач флот приступил с первого же дня войны, несмотря на серьезные трудности. Главная из них заключалась в нехватке кораблей и самолетов. Необходимость параллельно решать несколько важных задач и огромная протяженность театра вынуждали командование флота постоянно распылять и без того ограниченные силы по нескольким операционным направлениям.
В первый период войны главной задачей для флота была поддержка приморского фланга сухопутных войск, так как именно сухопутные силы противника представляли основную опасность. В дальнейшем, когда обстановка на северном участке фронта стабилизировалась и враг вынужден был перейти к обороне, более важное значение для флота приобрели действия на морском направлении по защите своих коммуникаций и нарушению коммуникаций врага.

на главную страницу на следующую страницу