В раскрытии характеров, судеб, событий участвуетпейзаж. Воровский, говоря о творчестве Куприна, утверждал, что природа у него живет своей жизнью. Пейзаж в "Поединке" оттеняет или помогает раскрыть психологический мир героев, поэтому развернутых, красочных, обильных пейзажей в повести нет.Природа гармонирует радостному состоянию Ромашова от предстоящей встречи с Шурочкой."...От мокрых и липких заборов, вдоль которых все время держался Ромашов, от сырой коры тополей, от дорожной грязи пахло чем-то весенним, крепким, счастливым, чем-то бессознательно и весело раздражающим. Даже сильный ветер, стремительно носившийся по улицам, дул по-весеннему неровно, прерывисто, точно вздрагивая, путаясь и шаля".
Пейзаж используется также и для предварения к дальнейшим мыслям и чувствам героя. Природа подтверждает мысли Назанского о прекрасной любви к женщине: "И в этом мягком воздухе, полном странных весенних ароматов,… - чувствовалось тайное и страстное брожение…". И когда Ромашов шел от Назанского, "ему все представлялось, что вот-вот кто-то могучий, властный и ласковый дыхнет ему в лицо жарким дыханием". В сцене ночной встречи Ромашова с Хлебниковым используется пейзаж как предварение. "Смутно-прозрачный воздух, росистая трава - все было погружено в чуткую крадущуюся тишину, от которой гулко шумело в ушах. Лишь изредка на станции выкрикивали маневрирующие паровозы, и в молчании этой странной ночи их отрывистые свистки принимали живое, тревожное и угрожающее выражение". Здесь сама природа полна ожидания чего-то тревожного, страшного, и эта тревога передается Ромашову, и он тут же замечает крадущуюся тень солдата Хлебникова, который, доведенный до отчаяния побоями и издевательствами офицеров, решил броситься под поезд.

В речи действующих лиц обнаруживается именно то, что свойственно для языковой манеры определенной социальной прослойки общества. Описывая жизнь представителей командного состава, Куприн умело подчеркнул некоторые характерные черты сочиально-речевого стиля офицерской среды царской армии. Наряду с употреблением специальных слов военной терминологии, своеобразие речевой манеры офицеров полка проявляется в частом использовании жаргонных слов и выражений, например "рябчик", "фендрик", "выфинчивать" и т.д. Используя жаргонные слова, офицеры стараются подчеркнуть свою близость к "аристократической" прослойке армейской среды, выразить свое пренебрежение к гражданским лицам и младшим командирам. По их определению, Пушкин - "какой-то там шпак", а новички офицеры и низшие чины - "институтки" и "фендрики". Наиболее яркой особенностью речи офицеров является наличие в ней большого количества бранных слов и выражений. Слова черт, "азиат", "жрать", "заткнуться" и другие - самые ходовые в речи командиров. Такая грубая и бесцеремонная речь стала постоянно употребляться в обыденных будничных разговорах. Несмотря на это Куприн все же придерживался индивидуальности в речи и характере героев. Поручик Бобетинский, например, все время "скверно французит": "…мой дрюг…вы меня эдивляете!". Полковник Шульгович же свободно владеет своей речью, он принадлежит к более образованному кругу людей армейской среды. Отличается речь подпоручика Ромашова, т.к. меняются его взгляды на окружающее, он пытается уйти в себя и постепенно начинает говорить и думать о себе в третьем лице.