ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ

ВВЕДЕНИЕ
"ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ"
ХУДОЖНИКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Герасимов С.В. Дейнека А. Кривоногов П.А. Кукрыниксы Пластов А.А.
Юон К.Ф.
Обзор живописи
ИСТОЧНИКИ

А. Пластов "Фашист пролетел"

(часть вторая)

На фоне мирной родной природы особенно чудовищным и жестоким выглядит совершенное фашистами преступление. Пластов не случайно обратился к осеннему мотиву, который своей печальной красотой образно оттеняет трагическую гибель пастушка. Склон косогора художник написал похожим на драгоценный, переливающийся теплыми тонами ковер. Золото молодых березок, тут и там вспыхивающие красные пятна осенней листвы, зеленый бархат озими - все это воспринимается как будто музыкальное сопровождение к печальной, нежной песне, полной глубокого внутреннего трагизма.

Продуманна и композиция картины с дальними планами и несколько приподнятым горизонтом. Удачно найдено место пастушка с его стадом. Они органически вписаны в пейзаж. Несколько приглушенный колорит, построенный на светло-коричневатых и желтоватых красках, гаснущий свет дня соответствуют драматизму сюжета, помогают передать настроение. Эту картину невозможно забыть; она, подобно набату, призывала к борьбе, к уничтожению врага.

В залах Третьяковской галереи перед ней и сейчас подолгу задерживаются посетители. Она достойно вошла в сокровищницу советского искусства.

На начало