ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ

ВВЕДЕНИЕ
"ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ"
ХУДОЖНИКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Герасимов С.В. Дейнека А. Кривоногов П.А. Кукрыниксы Пластов А.А.
Юон К.Ф.
Обзор живописи
ИСТОЧНИКИ

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, в искусстве живописи можно выделить виды, или жанры, в зависимости от того, что служит предметом изображения, скажем, исторический, бытовой жанры, пейзаж, портрет, натюрморт, каждый из которых имеет свою специфику.

Историческая живопись в современном понимании этого термина есть изображение значительных событий в развитии общества, как в далеком прошлом, так и в современной художнику жизни, деяний выдающихся людей, исторических эпизодов и происшествий более частных, достоверно изображающих жизнь, быт, нравы далекого прошлого. Исторический жанр развивался и видоизменялся вместе с развитием живописи. В разные периоды в понятие "историческая живопись" вкладывался разный смысл, и зависело это прежде всего от состояния исторической науки, педагогических, этических и эстетических взглядов времени.

Исторический жанр - один из самых трудоемких жанров в живописи. Он требует от художника широких исторических знаний, понимания закономерностей развития общества, умения обобщать и раскрывать сущность явлений жизни. Исторический живописец должен обладать богатой творческой фантазией, чтобы силой воображения убедительно и достоверно воссоздать исторической событие на полотне. Это совсем не легкая задача, если иметь в виду, что живописец, работающий в этом жанре, большей частью не имеет возможности основываться на личных впечатлениях от тех сыбытий, фактов, людей, которых он изображает. От художника требуется не только талант, но и огромный упорный труд.

В исторической живописи мы видим прежде всего реальный след ушедших времен, взволнованный рассказ о людях прошлого, их страстях и подвигах, жизни и смерти, об острейших столкновениях и общественных конфликтах. Но больше всего мы, конечно, ценим те исторические полотна, в которых авторы с передовых для своего времени позиций стремились осмыслить изображаемое. Именно по таким произведениям мы судим об уровне и характере общественного сознания, об эволюции взглядов на те или иные исторические события и процессы, о симпатиях и антипатиях автора, о его социальной позиции.

Особо сложной отраслью исторической живописи является батальная. Батальная живопись посвящена изображению военно-исторических событий прошлого и настоящего. Сам термин "батальная" происходит от французского слова batallie, означающее - битва, сражение. Картины, посвященные военным действиям, требуют огромного мастерства в изображении мелких деталей и большого количества людей, помещенных на разных планах.

Всюду, на фронте, в тылу живописцы создавали художественную летопись Великой Отечественной войны, писали по горячим следам сражений. Эскизы, наброски, графические листы, сделанные на полях сражений, нередко воплощались в монументальные батальные полотна.

Прошли десятилетия, как отгремела война, а художники вновь и вновь возвращаются к тем событиям. Великая Отечественная война волнует современных художников. Они, продолжая традиции живописцев старшего поколения, по-новому рассказывают о военной эпохе, переосмысливая события того времени.