|
ВВЕДЕНИЕ
Как известно, в искусстве живописи можно выделить виды, или жанры, в зависимости от того, что служит предметом изображения, скажем, исторический, бытовой жанры, пейзаж, портрет, натюрморт, каждый из которых имеет свою специфику.
Историческая живопись в современном понимании этого термина есть изображение значительных событий в развитии общества, как в далеком прошлом, так и в современной художнику жизни, деяний выдающихся людей, исторических эпизодов и происшествий более частных, достоверно изображающих жизнь, быт, нравы далекого прошлого. Исторический жанр развивался и видоизменялся вместе с развитием живописи. В разные периоды в понятие "историческая живопись" вкладывался разный смысл, и зависело это прежде всего от состояния исторической науки, педагогических, этических и эстетических взглядов времени.
Исторический жанр - один из самых трудоемких жанров в живописи. Он требует от художника широких исторических знаний, понимания закономерностей развития общества, умения обобщать и раскрывать сущность явлений жизни. Исторический живописец должен обладать богатой творческой фантазией, чтобы силой воображения убедительно и достоверно воссоздать исторической событие на полотне. Это совсем не легкая задача, если иметь в виду, что живописец, работающий в этом жанре, большей частью не имеет возможности основываться на личных впечатлениях от тех сыбытий, фактов, людей, которых он изображает. От художника требуется не только талант, но и огромный упорный труд.
В исторической живописи мы видим прежде всего реальный след ушедших времен, взволнованный рассказ о людях прошлого, их страстях и подвигах, жизни и смерти, об острейших столкновениях и общественных конфликтах. Но больше всего мы, конечно, ценим те исторические полотна, в которых авторы с передовых для своего времени позиций стремились осмыслить изображаемое. Именно по таким произведениям мы судим об уровне и характере общественного сознания, об эволюции взглядов на те или иные исторические события и процессы, о симпатиях и антипатиях автора, о его социальной позиции.
Особо сложной отраслью исторической живописи является батальная. Батальная живопись посвящена изображению военно-исторических событий прошлого и настоящего. Сам термин "батальная" происходит от французского слова batallie, означающее - битва, сражение. Картины, посвященные военным действиям, требуют огромного мастерства в изображении мелких деталей и большого количества людей, помещенных на разных планах.
Всюду, на фронте, в тылу живописцы создавали художественную летопись Великой Отечественной войны, писали по горячим следам сражений. Эскизы, наброски, графические листы, сделанные на полях сражений, нередко воплощались в монументальные батальные полотна.
Прошли десятилетия, как отгремела война, а художники вновь и вновь возвращаются к тем событиям. Великая Отечественная война волнует современных художников. Они, продолжая традиции живописцев старшего поколения, по-новому рассказывают о военной эпохе, переосмысливая события того времени.
|
|