|
А.А. Дейнека "Оборона Севастополя"
(часть пятая)
Пафос самоотверженного подвига воплощается во всех фигурах. Обнаженный до пояса матрос - сзади - дополняет и усиливает мощь движения первого моряка. Трагическую ноту вносит в картину образ сраженного в бою, умирающего матроса. Художник словно показал переход от жизни к смерти. Матрос падает на камни мостовой, из рук выскальзывает винтовка, хотя во всем теле еще ощущается инерция стремительного движения вперед.
Целостно, монолитно и удивительно динамично передана группа матросов, встречающих штыковым ударом наступающих врагов. Сколько ярости, порыва в их атаке! Художник подчиняет их фигуры единому ритму, единому движению.
Дейнека показывает лишь небольшую группу врагов, которые рвутся к берегу, но мы ощущаем, что вслед за ними волна за волной надвигается новая лавина немецких войск. Этому способствует своеобразный композиционный прием, использованный художником: краем картины срезан ряд штыков, фигур немцев за ними не видно, но невольно чувствуешь их присутствие. Напряжение боя, ожесточенность схватки ощущается во всем: в композиции картины, развернутой по горизонтали, в резких ракурсах фигур, в колористическом строе, основанном на контрастных сопоставлениях; светлые фигуры моряков выступают на темном фоне, темные фигуры немцев на светлом фоне. И это не просто формальный прием, а образное воплощение замысла - столкновение двух враждебных сил.
Сюжетную динамику и напряженность картины дополняет и расширяет пейзажный фон. Сумрачная синева моря, освещенные призрачным всетом руины домов, плиты набережной, красно-черное от зловещего пламени и дыма небо - все оттеняет накал смертельной рукопашной схватки.
Назад
Далее |
|