ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ

ВВЕДЕНИЕ
"ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ"
ХУДОЖНИКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Герасимов С.В. Дейнека А. Кривоногов П.А. Кукрыниксы Пластов А.А.
Юон К.Ф.
Обзор живописи
ИСТОЧНИКИ

А.А. Дейнека "Оборона Севастополя"

(часть пятая)

Пафос самоотверженного подвига воплощается во всех фигурах. Обнаженный до пояса матрос - сзади - дополняет и усиливает мощь движения первого моряка. Трагическую ноту вносит в картину образ сраженного в бою, умирающего матроса. Художник словно показал переход от жизни к смерти. Матрос падает на камни мостовой, из рук выскальзывает винтовка, хотя во всем теле еще ощущается инерция стремительного движения вперед.

Целостно, монолитно и удивительно динамично передана группа матросов, встречающих штыковым ударом наступающих врагов. Сколько ярости, порыва в их атаке! Художник подчиняет их фигуры единому ритму, единому движению.

Дейнека показывает лишь небольшую группу врагов, которые рвутся к берегу, но мы ощущаем, что вслед за ними волна за волной надвигается новая лавина немецких войск. Этому способствует своеобразный композиционный прием, использованный художником: краем картины срезан ряд штыков, фигур немцев за ними не видно, но невольно чувствуешь их присутствие. Напряжение боя, ожесточенность схватки ощущается во всем: в композиции картины, развернутой по горизонтали, в резких ракурсах фигур, в колористическом строе, основанном на контрастных сопоставлениях; светлые фигуры моряков выступают на темном фоне, темные фигуры немцев на светлом фоне. И это не просто формальный прием, а образное воплощение замысла - столкновение двух враждебных сил.

Сюжетную динамику и напряженность картины дополняет и расширяет пейзажный фон. Сумрачная синева моря, освещенные призрачным всетом руины домов, плиты набережной, красно-черное от зловещего пламени и дыма небо - все оттеняет накал смертельной рукопашной схватки.

Назад
Далее