Летательно-технические характеристики

Як-9: Год принятия на вооружение - 1942. Размах крыла - 9,74 м,
длина - 8,55 м, высота - 3,00 м, площадь крыла - 17,15 кв.м,
масса, кг - пустого самолета - 2770, - нормальная взлетная - 3080,
мощность - 1360 л.с., максимальная скорость , км/ч - у земли - 540, - на высоте - 602,
практическая дальность - 1410 км, максимальная скороподъемность - 1020 м/мин,
практический потолок - 10600 м. Вооружение: 20-мм пушка ШВАК,
12.7-мм пулемет УБС.

Созданный на основе Як-7, истребитель Як-9 был самым многочисленным самолетом СССР в годы Второй мировой, в период с октября 1942 г. по декабрь 1948 г. было построено 16769 этих самолетов в 22 модификациях. С виду Як-9 был очень плохо на предшественника, но был значительно более совершенным. Конструктивной особенностью Як-9 стали широкие возможности для модифицирования, на его базе были созданы бомбардировщик, истребитель сопровождения, разведчик, тяжелый пушечный истребитель, пассажирский самолет особого назначения и многие другие. Самолет был исключительно эффективным, но имел и недостатки в виде очень низкой культуры производства на советских авиазаводах.

Отличительной особенностью Як-9ДД было превращение конструкции в летающий топливный бак, этот модификация использовалась для сопровождения дальних бомбардировщиков Ту-2. Однако при встрече с немецкими истребителями шансов защитить вверенные бомбардировщики было немного. Пилоты противника имели практически 100% шанс попасть в бензобак Як-9ДД, а перегруженность топливом не позволяла советским пилотам успешно маневрировать. Як-9Б был призван нести службу фронтового бомбардировщика. Заднее часть кабины перестраивалась в бомбоотсек, где размещались 4 бомбы ФАБ-100, либо 4 противотанковые кассеты, стрелковое вооружение было то же, что и на базовой модели. Так самолет мог использоваться и как истребитель и как бомбардировщик, без внесения изменений в конструкцию. Однако эффективность в качестве бомбардировщика ограничивалась перегруженностью бомбами и отсутствие нормального прицела для бомбометания. Пользуясь опытом постройки Як-7-37, ОКБ Яковлева создало Як-9Т (танковый) с установленной в развале цилиндров 37-мм пушкой. Орудие имело неслабую массу и размеры, а возросшая огневая мощь компенсировалось сильной отдачей, потребовавшей усиления моторамы. Стрельба из этой пушки велась очень короткими очередями, иначе отдача сбивала самолет с курса. Тем не менее, на этом конструкторы не остановились и заменили пушку на 45-мм НС-45. Применение этого орудия было ограничено одиночными выстрелами на скоростях близких к максимальным. Огневая мощь пушки была впечатляющей, как, впрочем, и отдача. В качестве эксперимента, Як-9 был оборудован и 57-мм пушкой, неавиационных габаритов. Об эффективности применения этой конструкции советская печать деликатно умалчивает.