Як-9М с двигателем М-105ПФ2 мощностью 1240 л.с.представлял собой, наконец, более качественную машину, т.к. на ней было устранено большинство конструктивных дефектов истребителей этого семейства, неоднократно отмеченных в рекламационных актах, протоколах НКАП и ВВС и многочисленных дефектных ведомостях. Эта машина явилась своего рода венцом развития истребителей семейства Як-9 с двигателем М-105ПФ и была выпущена наибольшей за период войны серией в 4239 самолетов с мая 1944 года по июнь 1945 года. Этот самолет был самым архаичным по конструкции из выпускавшихся в 1944 году крупными странами мира одномоторных истребителей и самым массовым из них. Однако в диапазоне высот до 1500 м он демонстрировал хорошие пилотажные качества и имел значительно большую живучесть и эксплуатационный ресурс по сравнению с предшественниками. Модификация была произведена на заводе № 153, выпускавшем до этого Як-9Д и ЯК-9Т. Двигатель ВК-105ПФ2 устанавливался на Як-9М с октября 1944 года, а до этого он строился с обычным ВК-105ПФ, но имел с самого начала производства винт ВИШ-105 СВ-01 и смещенную на 400 мм назад кабину. Вооружение — аналогичное Як-9Д, как и техника пилотирования; но «эмка» имела лучшие противокапотажные качества. Запас горючего тоже остался прежним. Были устранены главные недостатки концепции Як-9: усилено крыло (в результате прочность впервые за два года производства была доведена до соответствия техническим требованиям), установлен аварийно сбрасываемый фонарь кабины (на Bf-109 он стоял с 1939 года на всех модификациях) и автомат регулировки температуры воды в системе охлаждения двигателя АРТ-1 (на Bf-109 — с 1940 года). Был также установлен фильтр-пылеулавливатель на входе в двигатель, механическая система перезарядки была заменена пневмомеханической. Сделан ряд мелких улучшений: кнопочное управление радиостанцией, укороченная антенна и др. Головная машина прошла испытания в НИИ ВВС с 17 по 27 декабря 1944 года, т.е. через 10 месяцев после начала производства этой модификации. Наименование же Як-9М присваивалось начиная с №25-01, т.е. с первого самолета 25 серии. Як-9ПВО представлял собой версию Як-9М, предназначенную для охраны воздушного пространства СССР в оперативном тылу, и отличался от обычного лучшим приборным оборудованием, меньшим запасом масла и топлива, а также отсутствием брони. Это было сделано с целью улучшить два основных показателя для перехватчика — скорость и скороподъемность — и производить перехват в сложных метеоусловиях. Кроме штатного оборудования, Як-9 ПВО имел фару ФС-155, вариометр ВР-2, радиополукомпас РПК-10М, многоканальную радиостанцию РСИ-4М с приемником РСИ-6 МЦ и передатчиком РСИ-ЗМ-1, ответчик "свой-чужой" СЧ-3 и световую сигнализацию положения шасси (кроме двух зеленых ламп на доске приборов зажигались две красные лампочки). С 25-ой по 43-ю серию всего было выпущено 4239 самолетов. Истребитель Як-9М Год выпуска:1944
Геометрия:
Длина самолета, м:8.5
Размах крыла, м:9.74
Площадь крыла, м2:17.15
Удельная нагрузка на крыло,кг/м2:181
Массы, кг:
Пустого:2428
Взлетный вес:3096
Силовая установка:
Мотор:ВК-105ПФ
Мощность, л.с.:1180
Удельная нагрузка на мощность,кг/л.с.:2.62
Лётные данные:
Максимальная скорость, км/ч:
у земли:518
на высоте:573
м:3750
Время набора высоты 5 км, мин:6.1
Время виража, сек:19-20
Практический потолок, м:9500
Дальность полета, км:950
Вооружение:
число:
20-мм:1
12.7-мм: 1

Назад