Над Инстербургом

Алин Василий Иванович родился в 1914 году в селе Серегово Чердынского района. После окончания школы ФЗО работал на Березниковском химическом комбинате слесарем-инструментальщиком. Одновременно без отрыва от производства учился в вечернем техникуме. В 1936 году по спецнабору ЦК ВЛКСМ был направлен в Оренбургское военно-авиационное училище, В Великой Отечественной войне участвовал с первых дней боев. Был награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды. Участвовал в бомбардировке военных объектов Кенигсберга, Тильзита, Данцига, Инстербурга, Хельсинки, Варшавы, Констанцы.

Звание Героя Советского Союза присвоено 19 августа 1944 года.

После окончания войны В. И. Алин до 1958 года служил в Советской Армии.


Экипажи тяжелых бомбардировщиков один за другим подходили к своим машинам.

Через несколько минут Василий Алин первым вырулил на взлетную полосу. Следом за ним подтянулись остальные бомбардировщики.

Когда секундная стрелка еще дважды обежала циферблат, Василий Алин передал по радио:

– Сокол-пять. Я – Ястреб-девять. Разрешите взлет.

– Ястреб-девять. Я – Сокол-пять. Взлет разрешаю.

Гвардии капитан Алин сразу же увеличил обороты моторов, и тяжело нагруженная машина рванулась вперед.

В эту темную апрельскую ночь 1943 года советские самолеты отправились в далекий рейс. Путь их лежал через линию фронта, затем многие сотни километров должны были пролететь над оккупированной врагом территорией, над водами Балтики. Потом, зайдя со стороны моря, сбросить бомбы на военно-промышленные объекты города Инстербурга.

И Василий Алин, и остальные командиры экипажей хорошо помнили слова гвардии подполковника Кичина:

– По данным разведки, на машиностроительный завод Инстербурга фашисты свезли сотни танков. Их в спешном порядке снаряжают для переброски на Восточный фронт. Ваша задача —уничтожить этот объект.

Звену Василия Алина не впервые приходилось вылетать для нанесения бомбовых ударов по военно-промышленным предприятиям фашистской Германии. Первый свой вылет летчики звена совершили еще 25 июля 1942 года, В ту ночь они неожиданно для фашистов разбомбили один из военных заводов Кенигсберга. Не успели гитлеровцы оправиться от налета советских бомбардировщиков, как Василий Алин вновь привел свои самолеты в небо Кенигсберга, и цехи другого военного завода были разрушены.

…Приближалась линия фронта. Ее нужно пройти на большой высоте. Василий Алин потянул на себя штурвал управления, и машина пошла вверх. Когда стрелка высотомера перевалила цифру «5000», штурман Кот оторвался от карты.

– Через пятнадцать минут – передовая, – предупредил он капитана.

– Я – Ястреб-девять. Высота шесть с половиной. Идем сомкнутым, – подал команду командир звена остальным экипажам.

В полночь четверка бомбардировщиков уже летела над Балтийским морем. А еще через час под ними поплыла земля Восточной Пруссии. Здесь почти не ощущалось дыхания войны. В деревенских домиках кое-где горели огни, по дорогам временами проносились автомашины с включенными фарами. Не везде соблюдалась маскировка и в самом Инстербурге. Небо над городом прочертили десятки прожекторов. Их лучи метались где-то в стороне. На заградительный огонь зениток летчики старались не обращать внимания.

Самолеты один за другим выходили на цель и, сбросив свой смертоносный груз, уходили в сторону моря. Бомбы точно накрыли цехи, скопление танков на заводской площадке. Ранним утром на родном аэродроме один за другим приземлились четыре самолета.

Василий Алин подошел к командиру полка и четко доложил:

– Товарищ гвардии подполковник! Звено выполнило боевое задание. Все бомбы сброшены, на цель. Экипажи готовы к новым полетам.

Назад

Ас воздушной разведки

Ахмаметьев Андрей Алексеевич родился в 1917 году. Жил в Перми. В 1936 году ушел в армию. Стал летчиком. С марта 1942 года участвовал в боях против немецких оккупантов. Был заместителем командира эскадрильи отдельного разведывательного авиационного полка. Награжден тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны, двумя орденами Красной Звезды.

Звание Героя Советского Союза присвоено 23 февраля 1945 года Умер в 1968 году


В преддверии наступления уходили в тылы врага полковые разведчики. Капитан Ахмаметьев тоже вел разведку. Он фотографировал с воздуха оборонительные сооружения, огневые точки врага, искал аэродромы противника.

По его целеуказаниям 6-13 мая 1943 года массированными налетами бомбардировщиков были выведены из строя многие аэродромы 4-го и 6-го воздушных флотов гитлеровцев. На земле было уничтожено более 200 неприятельских самолетов. Прошло несколько месяцев.

Капитан Ахмаметьев получил задание разведать систему защитного огня аэродрома Брянска. При подходе к городу его самолет был встречен плотным огнем зенитной артиллерии. В небо поднимаются немецкие истребители. Ахмаметьев, оторвавшись от противника, решает пробиться к аэродрому с запада, из глубокого немецкого тыла. Хитрость удалась: зенитки открыли огонь по советскому самолету-разведчику с некоторым опозданием, и Ахмаметьев успел-таки сфотографировать цель.

Подобных случаев в его боевой биографии было немало. Так, в том же 1943 году, выполняя задание по фотографированию переднего края обороны гитлеровцев на реке Шуя, он попал под сильный огонь зениток. Умело маневрируя, капитан вывел машину из-под обстрела, скрытно ушел в тыл вражеской обороны и уже оттуда снова зашел на цель. В это время самолет Ахмаметьева атаковали три немецких истребителя. В неравном воздушном бою «пешка» получила повреждения, но летчику удалось посадить машину на своей территории и доставить отснятую пленку по назначению.

К осени 1944 года Ахмаметьев был награжден пятью орденами и имел на своем счету 214 боевых вылетов.

Когда начались бои в Восточной Пруссии, экипажу Ахмаметьева поручили фотографирование участка обороны гитлеровцев в районе Ширвинтос – Вилкавишкис. Нужно было пройти десять километров. А на пути самолета – сплошная стена зенитного огня. Разбило правый мотор.

Ахмаметьев резким пикированием уходит из зоны заградительного огня, заходит с другой стороны и заканчивает съемку.

Назад

Звёзды доблести

Бабайлов Павел Константинович родился в феврале 1919 года. Работал киномехаником клуба пермского завода имени Я. М. Свердлова. Окончил Пермский аэроклуб, а в апреле 1941-го – летное военное училище. В Великой Отечественной войне участвовал с июля 1942 года. Был командиром эскадрильи 790-го истребительного полка, затем в той же должности служил в 163-м гвардейском авиационном полку 229-й истребительной Таманской дивизии. Награжден тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского и Отечественной войны I степени.

Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно 23 февраля 1945 года.


В июльский день 1942 года над одним из наших аэродромов разгорелся жаркий воздушный бой. Налетели десятки «мессеров» и «хейнкелей». Наши летчики быстро поднялись в воздух.

Только одна машина сиротливо стояла под капониром. Её механик Пётр Макласов. Следил за ходом боя.

Он не заметил, как к нему подошёл незнакомый лётчик.

 – Здорово! Смотришь, как воюют? Неплохо, – и указал на валяющийся неподалеку кусок стабилизатора от немецкого истребителя. – Будем знакомы. Старший сержант Бабайлов. Расчехляй машину. Полечу. Я на твою «тройку» назначен.

Быстро прогрели моторы. Самолет скользнул по взлетной полосе и немедленно вступил в бой.

Макласов сначала следил за ним, но потом потерял из виду. В воздухе сражалось несколько десятков самолетов с обеих сторон. Вот один из «лавочкиных» врезался в хвост вражеского самолета, и «мессер» с обрубленным хвостом рухнул на землю. А наш самолет резко пошел на снижение. И только теперь механик увидел, что это была его «тройка». Она села прямо на фюзеляж.

Макласов подбежал к машине и не узнал ее. У самолета были погнуты лопасти, поврежден радиатор мотора.

Подошел полковой инженер. Все осмотрел, прощупал.

 – Починить можно, – сказал он.

 – Когда именно? – спросил его Бабайлов.

 – Постараемся как можно скорее. Но на ремонт потребуется суток двое-трое.

 – Нельзя ли побыстрее?

 – Невозможно.

К вечеру самолет подняли домкратом. Выпустили и отрегулировали шасси. В ремонте машины принимал участие и Павел Бабайлов. В полночь пришел к самолету один из лучших механиков полка Леонид Букеткин.

 – Товарищ сержант, – обратился он к Бабайлову, —я привел всю свою братву. Машину к утру отремонтируем, но при том условии, есливы пойдете сейчас же спать. Как же вы завтра без отдыха полетите?

Пришлось летчику уйти.

Самолет отремонтировали за ночь. Леонид Букеткин нарисовал на фюзеляже две красные звездочки.

 – Почему две? – изумился Макласов.

 – Тоже мне, механик самолета. Не знаешь, что твой командир одного «мессера» сбил из пушки, второго таранил.

Утром Бабайлов снова поднялся в воздух. А вечером на фюзеляже его самолета появилась третья звездочка.

Осенью 1943 года в очередной схватке с фашистскими летчиками над Керченским полуостровом Бабайлов был ранен. Он дотянул до аэродрома, посадил машину, зарулил на стоянку, но вылезти из машины уже не мог. К нему подбежал Петр Макласов. Товарищ лейтенант, что с вами?

 –Не шуми. Просто царапина. Узнают - в госпиталь отправят. Но «царапина» оказалась серьезным ранением. По настойчивой просьбе Бабайлова его не отправили в тыловой госпиталь, а оставили в медсанбате. Через две недели он был снова в строю.

14 октября 1944 года во время воздушного боя самолет Бабайлова получил повреждение, а сам он ранен.

Над линией фронта Бабайлов попал в зону сильного зенитного огня противника. Самолёт загорелся. Лётчик погиб. К этому времени на фюзеляже его самолёта было 28 красных звёздочек.

Назад

«Я – сокол»

Брызгалов Павел Александрович родился в 1922 году в Перми. После окончания авиационного училища стал летчиком-истребителем. С июня 1943 года участвовал в боях на Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах. Служил заместителем командира эскадрильи в 178-м гвардейском истребительном авиационном ордена Богдана Хмельницкого полку.

За отвагу и образцовое выполнение боевых заданий награжден двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды.

Звание Героя Советского Союза присвоено 15 мая 1946 года.


 – Я – Сокол! Я – Сокол! Выполняйте задание, я прикрою. Я – Сокол, прикрою вас!

 – Понял тебя, Сокол, понял. Начинаю работать!

Этот разговор произошел 8 октября 1944 года около Деречко, небольшой румынской деревеньки. «Сокол» – гвардии старший лейтенант Павел Брызгалов. Он с шестью истребителями прикрывал, с воздуха наши войска, вошедшие в прорыв.

Вскоре Брызгалов заметил, что к месту боя с запада идут фашистские самолеты. Они шли двумя ярусами. Внизу – бомбардировщики, над ними кружились истребители.

Советские истребители сразу же ринулись на вражеские бомбардировщики. Атаковали стремительно, яростно, расчетливо. После первых очередей к земле полетели один за другим два «юнкерса». Строй бомбардировщиков сразу же рассыпался.

Истребители противника бросились было на выручку своих бомбардировщиков, но им наперерез устремилась пара краснозвездных машин.

Шестерка Павла Брызгалова захватила инициативу. Уже через полминуты в воздухе осталось семь «мессершмиттов». Строй вражеских истребителей дрогнул, нарушился. Гвардии старший лейтенант Брызгалов в этом бою уничтожил два самолета – Me-109 и ФВ-190. Понеся большие потери, фашистские летчики предпочли выйти из боя. 20 октября 1944 года Брызгалов возглавил четверку истребителей. В районе населенного пункта Терешт-Миклош встретили четыре «мессер-шмитта» и столько же «фокке-вульфов-190». Павел Брызгалов с первой же атаки сбил один самолет, еще два – его товарищи.

3 января 1945 года. С десятью истребителями Павел Брызгалов прикрывал наступление наших войск. На наши самолеты обрушился огонь восьми вражеских истребителей. К ним вскоре присоединилось еще восемь. Шестнадцать против десяти. В этом бою было сбито шесть фашистских самолетов.

17 февраля 1945 года. Четверка истребителей вступила в бой с восьмью «фокке-вульфами». Сбито пять вражеских машин. Одна из них – на счету Брызгалова.

Всего па его личном счету 248 боевых вылетов, свыше 60 воздушных боев, в которых он лично уничтожил 19 самолетов врага.

Назад

И один в небе воин

Верхоланцев Валерий Александрович родился в 1916 году в деревне Устинове Пермского района. Окончил Пермский педагогический техникум, учился в аэроклубе. В 1938 году поступил в военное авиационное училище и стал летчиком. В Великой Отечественной войне принимал участие с первого дня. На фронте в 1941 году вступил в ряды КПСС. В конце войны был заместителем командира 98-го отдельного авиационного Пражского ордена Кутузова полка. Награжден тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды.

Звание Героя Советского Союза присвоено 15 мая 1946 года.
Группа молодых летчиков ждала боевого приказа. Из штабной землянки вместе со своим штурманом вышел командир эскадрильи Мамин. Он торопливо подошел к выстроившимся экипажам, достал из планшета карту,

—На аэродром Б. немцы стянули тяжелые бомбардировщики для сегодняшнего ночного удара по Москве. Мы обязаны сорвать этот удар и защитить столицу. Задание чрезвычайно сложное. Аэродром прикрыт зенитками и истребителями. Мне нужны добровольцы.

Весь строй, как один, сделал шаг вперед.

—Спасибо, товарищи! Но мне нужно всего два экипажа. Большой группой идти бессмысленно. Со мной пойдут экипажи Валерия Верхоланцева и Василия Почивалова.

Звено бомбардировщиков ушло в воздух.

К цели подошли незаметно, на бреющем. Первый удар был неожиданным.

На забитом самолетами аэродроме то там, то тут вспыхивали пожары.

Немецкие самолеты взрывались от собственных бомб, предназначенных Москве.

Ударили зенитки. Сразу померк солнечный июльский день. Справа и слева, сверху и снизу вспыхивали шапки разрывов. В это время был убит штурман капитана Мамина и смертельно ранен он сам.

В шлемофоне у ведомого раздался голос командира:

 – Верхоланцев! Продолжай! Прощайте, товарищи!

Капитан Мамин направил свой объятый огнем самолет в самую гущу вражеских машин. Этот беспримерный подвиг командира придал его ведомым новые силы. Мстя за погибшего командира, они перешли снова на бреющий и огнем из пулеметов поливали технику и живую силу врага. Потом начали отходить. Но семь фашистских самолетов уже навалились со всех сторон.

Умелыми действиями наши летчики заставили врезаться в землю два истребителя врага. Потом сбили еще один. Но и самолет Почивалова загорелся, а штурман его был убит. Ранен штурман и у Валерия Верхоланцева.

 – Женя, крепись! – кричит он другу и чувствует, что тоже ранен.

Но вот и свой аэродром. Шасси выпустить не удалось, так и сел .на «живот».

 – На чем же ты летел? – спросил инженер полка. – В машине до трехсот пробоин!

В эту ночь с аэродрома Б. вражеские самолеты не ушли на Москву.

…Севернее Варшавы немцы, сконцентрировав большие силы, решили вернуть Нарсевкий плацдарм. Только авиация могла помочь его защитникам.

Верхоланцеву, тогда уже опытному командиру, доверили вести большую группу бомбардировщиков с задачей подавить зенитную артиллерию врага. Удар был мощным. Но на первом же заходе Валерий Александрович получил ранение. Поврежден глаз, кровь заливала лицо. Верхоланцев попросил голосом помогать ему ориентироваться и продолжал выполнять задание. И только отбомбившись, передал свои обязанности ведущего заместителю.

…29 апреля 1945 года он был над Берлином и корректировал огонь наших артиллеристов по логову фашизма. Генерал поблагодарил летчика и спросил:

 – А еще раз сможешь?

Верхоланцев шутя ответил:

 – Если будете бить по рейхстагу – смогу!

И надо же было оказаться так: цели действительно были в районе рейхстага. Он полетел. Задание выполнил. Но опять беда: зенитный снаряд попал в редуктор.

Мотор заклинило. А внизу—кварталы Берлина.

Верхоланцев с огромным трудом посадил искалеченную машину недалеко от автострады. Это был последний боевой вылет нашего земляка.

Назад