Бой длился восемь минут

Елькин Валентин Иванович родился a 1922 году в Усолье, Окончив среднюю школу, поступил в авиационное училище, стал летчиком-истребителем. Командовал звеном в 908-м истребительном авиационном полку 141-й истребительной авиационной дивизии ПВО.

Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно 22 августа 1944 года.


По боевой тревоге младший лейтенант Елькин на своем ястребке взмыл в воздух. Он быстро вышел в заданный квадрат. Вскоре с командного пункта ему сообщили, что в сорока километрах западнее Проскурова появился бомбардировщик «Юнкерс-88». Валентин кратко доложил:

 – Вас понял, иду на поиск цели.

В 8 часов 15 минут утра младший лейтенант сообщил на КП:

 – Вижу Ю-88. Атакую!

Расстояние между самолетами быстро сокращалось. В перекрестии прицела четко вырисовывался силуэт «Юнкерса». Вот он в самом центре. Пора нажимать на гашетку!

 – Сбил, сбил «юнкерc»! – радостный и возбужденный, прокричал Елькин, и слова эти дошли до земли, до КП на аэродроме.

Майор Филиппов и все, кто присутствовал в тот момент на командном пункте, были рады за своего товарища. Еще бы! Первый воздушный бой младшего лейтенанта!

Елькин доложил, что выходит из боя и возвращается на аэродром. Но внезапно из-за облачка с двух сторон на ястребок напали два «мессершмитта». Пулеметная очередь прошила фонарь елькинского ястребка, сам он был ранен.

Превозмогая боль, Елькин умелым маневром вышел из-под огня. Теперь его ястребок в хвосте «мессера». Выгодное положение! И снова заработали автоматические пушки елькинского истребителя. Фашистский самолет задымился.

Валентин заходит для атаки второго «мессера». Он уже поймал его в перекрестие прицела. Нажал гашетку. Но что это? Почему не слышно выстрелов?

Кончились снаряды. Решение созрело мгновенно: «Таранить!» И Валентин Елькин бросает свой ястребок на «мессера»…

Всего восемь минут длился этот поединок младшего лейтенанта Елькина с фашистскими самолетами. Вблизи деревни Кужницы, в полутора километрах от линии фронта, валялись обломки трех сбитых Валентином самолетов.

Всю картину воздушного боя, затаив дыхание, наблюдали бойцы и офицеры 1142-го стрелкового полка. Они восхищались отвагой и самоотверженностью мужественного летчика. С разных сторон солдаты бежали к месту падения нашего ястребка. Но бездыханным был герой.

Похоронили Валентина Ивановича Елькина в городе Проскуров, в парке на центральной улице. Здесь сооружен памятник герою-уральцу.

Назад

«…Настоящий боец-большевик»

Золин Иван Леонтьевич родился в 1907 году в селе Ключи Суксунского района. Был первым секретарем Кишертского райкома комсомола. Член КПСС с 1932 года. Окончил Оренбургское авиационное училище. В Великой Отечественной войне принимал участие с первых дней. Был заместителем командира эскадрильи 242-го бомбардировочного полка. Повторил подвиг Николая Гастелло.

Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно 6 июня 1942 года.

 


Шел третий месяц войны. Третий месяц содрогалась земля от орудийного гула, стонала под гусеницами танков.

…На полевой аэродром, расположенный возле Днепра, совсем недалеко от линии фронта, отчетливо доносились отзвуки боя. Он продолжался всю ночь, и сейчас, в этот предутренний час, когда Иван Золин не спал, бой, кажется, снова приближался.

Иван Золин был старше многих в своей эскадрилье. Старше по возрасту, старше по званию. 27 вылетов за плечами.

Наступил день… Ярко светило солнце, и, странное дело, рядом, совсем рядом, возле землянки, пели птицы.

С северо-запада возвращался самолет-разведчик. Не заходя на круг, он сразу сел и подрулил к К.П. Лейтенант, летавший на разведку, рассказывал начальнику штаба на ходу:

 – Подходят по шоссе. Танки и мотопехота. Голова колонны вот-вот должна вступить на мост.

Зашелестели на планшетах карты. Вот она, линия фронта. Вот эта извилистая красная полоса. Здесь стоит насмерть наша пехота.

Золин делает пометки на карте.

 – Удар через тридцать минут, – сказал командир, – сверьте время… По самолетам!

Вот так и пошел старший лейтенант Иван Леонтьевич Золин в свой двадцать восьмой боевой вылет бомбить переправу через Днепр. Это было 23 сентября 1941 года на Южном фронте.

Подошли к мосту. Зенитные батареи справа и слева от переправы ударили сразу.

Машину Золина вдруг резко бросило вверх. Мотор чихнул, потом еще. Из-под капота вырвалось и сразу же перебросилось на крыло пламя.

Лихорадочно задрожали стрелки приборов. А самолет сначала пошел вверх и вдруг, как подстреленная птица, стал падать.

Горящий факел несется к мосту. Осталась всего сотня-другая метров. Еще меньше. Еще… И раздается взрыв. Столб огня и дыма. А когда рассеялся дым, моста на Днепре не было.

Комиссар военно-воздушных сил Южного фронта Алексеев, поставив свою подпись в наградном листе на Ивана Золина, сделал приписку: «Настоящий боец-большевик».

Назад

Боевой счёт капитана Иванова

Иванов Евгений Нилович родился в 1921 году в Лысьве. В декабре 1939 года он ушел в ряды, Советской Армии. Окончил военную школу летчиков. В составе 999-го штурмового авиационного полка участвовал в боях на Ленинградском фронте. Командовал эскадрильей штурмовиков. В полку был принят в ряды К.ПСС. Награжден четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Суворова III степени, Отечественной войны I и II степени.

Звание Героя Советского Союза присвоено 23 февраля 1945 года.

Погиб в марте 1945 года в Польше.


Когда в день празднования третьей годовщины Красной Армии в семье Ивановых родился сын, отец Нил Гаврилович шутя сказал Агриппине Семеновне:

 – Ну, мать, подарила ты нового воина.

Эти в шутку брошенные слова со временем сбылись. Еще в 1936 году Евгений сделал попытку поступить в летную школу, но не прошел по возрасту.

Его мечта сбылась в 1939 году. Получив среднее образование, Евгений поступил на учебу в военную авиационную школу. Курсант Иванов жадно изучал технику, теорию полета, осваивал летное дело. Через год на его петлицах появился первый кубик: Иванову присвоили звание младшего лейтенанта.

Почти все суровые годы войны Евгений провел у стен Ленинграда, здесь ковал летное мастерство.

Однажды пятерка Ил-2 под командованием капитана Иванова получила задание уничтожить артиллерийскую батарею врага. В ходе выполнения этой задачи Иванов обнаружил колонну немецких войск, двигавшуюся к фронту. Штурмовики пошли в атаку.

Вот и дорога. По ней, извиваясь словно змея, ползла, окутанная пылью, колонна танков. Один за другим штурмовики сбрасывали бомбы, расстреливали фашистов из пушек и пулеметов.

Выполнив задание, штурмовики повернули домой. Над линией фронта попали под зенитный огонь. Самолет Иванова сильно тряхнуло. Подбитый самолет плохо слушался летчика. Глаза капитана зашло кровью: осколком снарядa он был тяжело ранен в голову.

Поврежденный штурмовик перевалил через линию фронта. Евгений с трудом посадил самолет на лужайке и тут же потерял сознание. Очнулся же в госпитале. Четыре с половиной месяца был прикован капитан к больничной койке. Но уже 26 января 1944 года он ведет восьмерку «илов» на штурмовку артбатарей, поддерживает наступление стрелковых подразделений в районе южнее Сусанино. Несмотря на сплошной туман и снегопад, командир эскадрильи Иванов точно вывел восьмерку на цель и уничтожил две батареи, склад боеприпасов и более полусотни солдат противника.

Командир полка майор Горохов, представляя в сентябре 1944 года капитана Иванова к высшей воинской награде – званию Героя Советского Союза, писал:

«Умелые штурмовые действия Иванова широко известны войскам Ленинградского фронта… Они известны и жителям города Ленина, чьи жизни он спасал в суровые дни блокады».

Командир полка писал далее, что только с 18 июля 1943 года по 22 сентября 1944 года капитан Иванов провел лично 119 вылетов. На боевой счет летчика было записано уничтоженных и поверженных: 85 орудий зенитной артиллерии среднего калибра, 59 орудий малокалиберной зенитной артиллерии, 78 крупнокалиберных пулеметов, 59 автомашин, 13 цистерн с горючим, 18 железнодорожных вагонов, 12 землянок, 14 дзотов, 5 самолетов, 5 орудий тяжелой артиллерии. Кроме того, в групповых полетах уничтожено и повреждено: самолетов  – 4, танков– 12, автомашин – 59, складов с боеприпасами – 54, артиллерийских батарей – 18, минометных батарей – 48, дзотов–34, блиндажей – 45, зенитно-пулеметных точек – 54.

…19 марта 1945 года для. Иванова и стрелка-радиста Королева выдалось особенно трудным. Не успевали они отдохнуть, как снова и снова поднимались в воздух. Пехота вела беспрерывные бои и постоянно нуждалась в поддержке авиации. В девятый раз Евгений повел в тот день самолеты на штурмовку врага. Неожиданно налетела большая группа фашистских истребителей. За штурмовиком Иванова они устроили настоящую охоту. Им удалось отсечь его от боевого порядка и, воспользовавшись этим, обрушить весь огонь на машину капитана. Самолет вспыхнул, потерял управление и врезался в землю. Это было в тылу врага неподалеку от города Орнета.

Через три дня город заняли советские войска. Останки Евгения Иванова и стрелка-радиста Королева похоронили на окраине. На земле братской Польши и покоится прах нашего отважного летчика-героя.

Назад

Испытание воли

Иванов Степан Гаврилович родился в 1914 году в селе Тауш Чернушинского района. В 1936 году призван на военную службу. Окончив авиационное училище, стал летчиком-истребителем. В армии вступил в ряды КПСС. В боях с немецко-фашистскими захватчиками принимал участие с первых дней войны. Был заместителем командира полка, штурманом 148-го гвардейского истребительного авиаполка особого назначения. За отличия в воздушных боях в 1941 – 1943 годах награжден тремя орденами Красного Знамени и орденом Красной Звезды.

Звание Героя Советского Союза присвоено 22 августа 1944 года.

Умер в 1983 году


Стояла ранняя весна 1944 года. Фашисты «варились» в грандиозном Корсунь-Шевченковском «котле». Окруженные советскими войсками стальным кольцом, они сопротивлялись с упорством обреченных.

28 марта командир гвардейского истребительного полка пригласил своего заместителя майора Иванова.

 – Задание важное, – сказал он Иванову, – штурмовики должны нанести удар по танкам врага вот в этом месте, смотрите.

Офицеры склонились над картой.

Место Иванову было знакомо. Сколько раз пролетал он здесь на своем ястребке, дрался с врагом. На боевой счет Иванова и его товарищей только за последние дни было записано пять сбитых в воздушных боях истребителей, десять «юнкерсов», сожженных на аэродромах, шестьдесят автомашин.

…Штурмовики шли журавлиным клином. Над ними и по бокам, строго придерживаясь боевого порядка, шли истребители. Земля огрызалась: били зенитки и крупнокалиберные пулеметы.

Вот и цель. В низкорослом леске видны характерные темные прямоугольники – танки. Их много. Штурмовики сделали первый заход. И тут из-за облака выскочил «фоккевульф». За ним еще один, еще и еще.

Иванов повел группу в атаку на противника. Облюбовал себе ведущего. С чудовищной скоростью шли машины друг другу в лоб. Идет испытание воли и нервов летчиков. Иванов уже видит искаженное злобой лицо вражеского летчика. Еще секунда – и машины столкнутся. Но не выдержал фашист. На какую-то долю секунды майор увидел перед собой брюшко самолета врага и прошил его очередью из пулемета. «Фоккевульф» задымил и начал разваливаться.

А Иванов преследовал уже вторую машину. Под самым облаком кружилась «карусель»: группа Иванова навязала врагу бой. Фашисты поодиночке выходили из боя, удирали.

Внизу горели дымные костры. Это пылали фашистские танки.

Назад

Побеждал при неравных силах

Кирилюк Виктор Васильевич родился 2 апреля 1923 года в деревне Большие Таруи Оханского района. В Советской Армии служил с 1941 по 1958 год. В боях с немецко-фашистскими оккупантами участвовал с 1943 года. Произвел 610 боевых вылетов. Сбил 32 самолета противника. Член КПСС с 1944 года. Награжден орденом Ленина, пятью орденами Красного Знамена, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1 степени. Красной Звезды, югославским орденом Партизанская Звезда» 1 степени и девятью медалями.

Звание Героя Советского Союза присвоено 23 февраля 1945 года.


С начала наступления советских войск летом 1943 года для летчиков авиационного полка, в котором служил Кирилюк, наступила горячая пора.

Кирилюк командовал звеном истребителей Ла-5, сопровождал штурмовики и бомбардировщики.

Однажды Виктор, выполнив задание, возвращался со своим звеном на аэродром. Прошли линию фронта. В этот же миг в шлемофон услышал доклад ведомого:

 – Справа по курсу пять фашистских самолетов.

Немецкие бомбардировщики шли без сопровождения истребителей, и это облегчало бой. Незаметно, из-за тучи, наши истребители зашли в тыл вражеским бомбардировщикам, приготовились к атаке.

Кирилюк поймал в прицел вражеский самолет. Пора! Нажал на гашетку. Фашистский, бомбардировщик задымил и рухнул на землю. Строй неприятельских самолетов дрогнул. Фашисты стали поспешно сбрасывать бомбы, отваливали в сторону. Виктор меткой очередью сбил еще один самолет.

11 августа 1943 года лейтенант Кирилюк, возглавляя группу из шести истребителей Ла-5, прикрывал свои войска. Неожиданно произошла встреча с 20 бомбардировщиками противника. Шесть против двадцати!

Атаки наших истребителей были настолько дерзкими и ошеломляющими, что враг не выдержал и начал сбрасывать бомбовый груз куда попало.

В этом бою самолет Виктора Кирилюка основательно потрепали: были выведены из строя правая половина руля глубины и левый элерон. Ничего не оставалось делать, как выйти из боя. Кирилюк повел самолет на аэродром, оставив за себя заместителя командира группы. Благополучно посадил израненную машину, быстро пересел на исправный истребитель, вернулся к своим товарищам, сбил еще три вражеские машины.

Чем дальше фронт уходил на запад, тем больше увеличивалось число сбитых Кирилюком самолетов.

С января 1943-го по декабрь 1944 года был самый «горячий» период в биографии военного летчика. За это время он участвовал во многих боях и к десяти ранее сбитым фашистским стервятникам добавил еще 22 самолета противника.

Назад