РЇРє-9

Год принятия РЅР° вооружение – 1942. Размах крыла – 9,74 Рј, длина – 8,55 Рј, высота – 3,00 Рј, площадь крыла – 17,15 РєРІ.Рј, масса, РєРі – пустого самолета – 2770, – нормальная взлетная – 3080, мощность – 1360 Р».СЃ., максимальная скорость, РєРј/С‡ – Сѓ земли – 540, – РЅР° высоте – 602, практическая дальность – 1410 РєРј, максимальная скороподъемность – 1020 Рј/РјРёРЅ, практический потолок – 10600 Рј. Вооружение: 20-РјРј пушка РЁР’РђРљ, 12.7-РјРј пулемет УБС.

Созданный на основе Як-7, истребитель Як-9 был самым многочисленным самолетом СССР в годы Второй мировой, в период с октября 1942 г. по декабрь 1948 г. было построено 16769 этих самолетов в 22 модификациях. С виду Як-9 был очень плохо похож на предшественника, но был значительно более совершенным. Конструктивной особенностью Як-9 стали широкие возможности для модифицирования, на его базе были созданы бомбардировщик, истребитель сопровождения, разведчик, тяжелый пушечный истребитель, пассажирский самолет особого назначения и многие другие. Самолет был исключительно эффективным, но имел и недостатки в виде очень низкой культуры производства на советских авиазаводах.

Отличительной особенностью Як-9ДД было превращение конструкции в летающий топливный бак, этот модификация использовалась для сопровождения дальних бомбардировщиков Ту-2. Однако при встрече с немецкими истребителями шансов защитить вверенные бомбардировщики было немного. Пилоты противника имели практически 100% шанс попасть в бензобак Як-9ДД, а перегруженность топливом не позволяла советским пилотам успешно маневрировать.

Як-9Б был призван нести службу фронтового бомбардировщика. Заднее часть кабины перестраивалась в бомбоотсек, где размещались 4 бомбы ФАБ-100, либо 4 противотанковые кассеты, стрелковое вооружение было то же, что и на базовой модели. Так самолет мог использоваться и как истребитель и как бомбардировщик, без внесения изменений в конструкцию. Однако эффективность в качестве бомбардировщика ограничивалась перегруженностью бомбами и отсутствие нормального прицела для бомбометания.

Пользуясь опытом постройки Як-7-37, ОКБ Яковлева создало Як-9Т (танковый) с установленной в развале цилиндров 37-мм пушкой. Орудие имело неслабую массу и размеры, а возросшая огневая мощь компенсировалось сильной отдачей, потребовавшей усиления моторамы. Стрельба из этой пушки велась очень короткими очередями, иначе отдача сбивала самолет с курса. Тем не менее, на этом конструкторы не остановились и заменили пушку на 45-мм НС-45. Применение этого орудия было ограничено одиночными выстрелами на скоростях близких к максимальным. Огневая мощь пушки была впечатляющей, как, впрочем, и отдача. В качестве эксперимента, Як-9 был оборудован и 57-мм пушкой, неавиационных габаритов. Об эффективности применения этой конструкции советская печать деликатно умалчивает.

Назад