«Моя жизнь принадлежит Родине»

Краснов Николай Федорович родился в 1914 году. Жил в Перми. В 1930 году добровольцем вступил в ряды Советской Армии, уволился в запас после четырех лет службы. В 1941 году снова призван в армию. Был летчиком-истребителем. В конце войны командовал эскадрильей в 116-м истребительном авиационном полку 295-й Ново-Московской Краснознаменной авиадивизии.

На фронте в 1942 году принят в ряды КПСС. Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени. В воздушных боях сбил около 50 самолетов противника. Погиб под Будапештом в январе 1945 года.

Звание Героя Советского Союза присвоено 4 февраля 1944 года.

Именем Николая Краснова названа одна из улиц Перми.


Это было на четвертый день войны. В Перми состоялся массовый митинг трудящихся. На нем выступил и уезжающий на фронт Николай Краснов.

В короткой речи он сказал:

 – Моя жизнь принадлежит Родине, и за ее честь и свободу буду бороться с коварным врагом до полной победы, не жалея ни своих сил, ни самой жизни.

Через месяц – 28 июля 1941 года – Николай Краснов повел свой истребитель в первый бой.

В этот день наши истребители сопровождали бомбардировщиков, получивших задание нанести удар по аэродрому, на котором расположилась одна из частей воздушного корпуса фашистов «Рихтгофен».

Еще на дальних подступах к цели в голубом небе появились «мессершмитты». Командир звена капитан Быстров первым заметил их.

 – Впереди противник. Прикрой. – передал он Краснову. – Атакуем!

Пользуясь численным превосходством, гитлеровцы набросились на самолеты Быстрова и Краснова. Николай решил атаковать в лоб. Разворотом набрал высоту, но противник не принял атаки. Фашистские самолеты рассыпались веером. Немцы хотели отвлечь истребителей от бомбардировщиков, а затем, когда они окажутся без прикрытия, атаковать их.

Но тут произошло неожиданное. Николай Краснов нырнул под строй своих бомбардировщиков, вышел вперед, мгновенно набрал высоту и пошел на врага. Его огонь был точным. «Мессершмитт» загорелся и пошел к земле.

Шли дни, недели, месяцы. Через трудности больших воздушных сражений шел летчик-истребитель Краснов к вершинам своего боевого мастерства.

Полк, в котором служил Николай, только что перелетел на аэродром южнее Будапешта. 6 января с рассветом нашим истребителям надо было прикрыть наступление войск, сосредоточенных на правом берегу Дуная. Предстояли тяжелые бои с фашистскими асами. По нескольку вылетов в день совершали летчики, и каждый раз Николай Краснов возвращался с победой. 26 воздушных боев провел он над Будапештом и уничтожил 8 самолетов противника.

…29 января 1945 года Николай Краснов сражался с шестью фашистскими самолетами. Каскад фигур, одна атака за другой, разящий огонь из всех пушек. Четыре вражеских самолета подбиты.

У Краснова кончились боеприпасы, и он возвращался на свой аэродром. Тут и подкараулили его четыре истребителя противника. Николай пошел на таран.

Это был последний бой прославленного летчика.

Назад

На самые трудные задания

Красноперов Сергей Леонидовичродился 23 июля 1923 года в деревне Михайловка Чернушинского района. В мае 1941 года ушел добровольцем в ряды Советской Армии, Год учился в Балашовской авиашколе пилотов. В ноябре 1942 года пилот-штурмовик Сергей Красноперое прибыл в 765-й штурмовой авиаполк, а в январе 1943 года его назначили заместителем командира эскадрильи 502-го штурмового полка 214-й штурмовой авиадивизии Северо-Кавказского фронта. За боевые отличия награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны II степени, Красной Звезды.

Звание Героя Советского Союза присвоено 4 февраля 1944 года.

Погиб в бою 24 июня 1944 года.


14 марта 1943 года. Летчик-штурмовик Сергей Красноперов совершает один за другим два вылета на штурмовку порта Темрюк. Ведя шестерку «илов», он поджег у причала катер. Во второй вылет вражеский снаряд угодил в мотор. Красноперов выключил зажигание, перекрыл бензин и попытался дотянуть до линии фронта. Однако вскоре стало ясно, что спасти машину не удастся. Выход один – идти на посадку. А под крылом – сплошное болото.

Едва горящая машина коснулась фюзеляжем болотных кочек, едва успел летчик выскочить из нее и чуть отбежать в сторону – прогрохотал взрыв.

Через несколько дней он снова в воздухе, и в журнале боевых действий командира звена Красноперова появилась краткая запись:

«23.03.43. Двумя вылетами уничтожил автоколонну в районе станции Крымская». 4 апреля Красноперов штурмовал артиллерию и огневые точки в районе станции Крымская. При этом уничтожил два танка, одно орудие и миномет.

Командир полка подполковник Смирнов писал о Сергее Красноперове: «Такие героические подвиги тов. Красноперова повторяются в каждом боевом вылете. Летчики его звена стали мастерами штурмового дела. Звено сплочено и занимает ведущее место. Самые трудные и ответственные задания командования всегда поручаются ему. Своими героическими подвигами он создал себе боевую славу, пользуется заслуженным боевым авторитетом среди личного состава полка».

И в самом деле.

Сергею минуло всего девятнадцать лет, а за подвиги он уже был награжден орденом Красной Звезды. Ему минуло лишь двадцать, а его грудь украсила Золотая Звезда Героя.

74 боевых вылета совершил Сергей Красноперов в дни боев на Таманском полуострове. Как одному из лучших, ему 20 раз доверялось водить на штурмовку группы «илов», и всегда он выполнял боевое задание. Им лично были уничтожены 6 танков, 70 автомашин, 35 подвод с грузом, 10 орудий, 3 миномета, 5 точек зенитной артиллерии, 7 пулеметов, 3 тягача, 5 дзотов, склад с боеприпасами, потоплены катер, самоходная баржа, разбиты 2 переправы через реку Кубань.

Назад

Герой Балтики

Крохалев Анатолий Ильичродился в 1910 году в Перми. Работал в типографии переплетчиком. Окончил авиационное училище, стал летчиком-бомбардировщиком морской авиации. Во время боев с белофиннами в 1939–1940 годах капитан Крохалев командовал эскадрильей бомбардировщиков.

За образцовое выполнение боевых заданий командования 7 февраля 1940 года присвоено звание Героя Советского Союза.


Изменчива и коварна погода над студеными водами Балтики. На боевом маршруте эскадрилья капитана Крохалева попала в низкую облачность. Над самой водой, не выше семи-восьмиэтажного дома, нависала серая, мутная стена. Соседнее звено то и дело исчезало из глаз, серая плотная мгла скрыла и воду и небо. Увидеть что-либо впереди теперь можно лишь на расстоянии 10–12 секунд полета.

Внизу, на воде, вдруг мелькнул корабль. Звено старшего лейтенанта Гуреева мгновенно броском перешло в атаку на вражеский транспорт. Набирать высоту, необходимую для сбрасывания бомб, некогда: транспорт исчезнет под спасительным покровом облаков. Решать нужно, немедленно, в доли секунды. Звено сбросило бомбы. Транспорт загорелся, а потом взорвался.

В одном из боев эскадрилью атаковали вражеские истребители в тот самый момент, когда самолеты легли уже на боевой курс, готовясь сбросить бомбы. Уклониться маневром от атаки означало потерять прицел и отказаться от бомбардировки важного объекта. Под пулеметным огнем истребителей капитан Крохалев продолжал вести первое звено. На соседнем самолете заработал пулемет. Это стрелок-радист Скворцов открыл меткий огонь. Один из истребителей задымился. Скворцов тотчас перенес огонь на другие и заставил их отказаться от атаки, дав этим возможность всей эскадрилье сбросить бомбы точно в цель.

…Однажды эскадрилья попала в очень тяжелую ситуацию. При подходе к цели на нее обрушились белофинские истребители. Маневрирование было чрезвычайно осложнено тем, что с земли батареи врага открыли ураганный огонь. Самолет старшего лейтенанта Хотько был отрезан от строя, и тотчас на него навалились два истребителя врага. Летчик сумел ловким маневром прорваться к намеченному объекту, сбросить бомбы на цель и догнать эскадрилью.

Стойкости, самообладанию в любых условиях учил своих подчиненных капитан Крохалев. В одном из полетов на нем загорелся меховой комбинезон. Встречный ветер раздувал огонь, через мгновение мог вспыхнуть весь самолет. Капитан Крохалев, не оставляя управления самолетом, по частям сорвал с себя горящую одежду и привел свою машину на базу.

Назад

По воздуху до Берлина

Лихачев Виктор Кириллович родился в 1921 году на станции Сылва, В 1939 году в Москве окончил аэроклуб и был направлен в военное авиационное училище. С декабря 1942 года участвовал в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками на Юго-Западном, 1-м и 3-м Украинских фронтах. На фронте был принят в ряды КПСС. Командовал звеном в 106-м гвардейском Висленском истребительном авиационном полку 11-й гвардейской Днепропетровской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого истребительной авиационной дивизии.

Звание Героя Советского Союза присвоено 27 июля 1945 года.

Умер в 1982 году.


Свой путь к Берлину летчик-истребитель гвардии лейтенант Лихачёв начал в 1942 году на Юго-Западном фронте. На своем истребителе он летал на штурмовку, участвовал в воздушных боях, прикрывал действия наземных войск, штурмовиков и бомбардировщиков, вел разведку.

По боевым документам молодого летчика-уральца можно подробно проследить его путь к Берлину.

Вот как описываются в наградном листе командиром полка боевые дела нашего земляка:

«…За период нахождения на фронтах Великой Отечественной войны произвел 181 успешный боевой вылет, из них: успешных разведок – 116, на прикрытие переднего края наших наземных войск—10, на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков – 48, на штурмовку войск противника– 7. Провел 15 воздушных боев, сбил лично 6 самолетов противника. В ходе выполнения боевых заданий по разведке произвел 38 штурмовок и 5 бомбометаний, в результате вывел из строя 43 автомашины, 3 паровоза, радиостанцию, 3 артиллерийские батареи, уничтожил свыше 60 солдат и офицеров противника… В октябре – 1944 года вскрыл переброску крупных сил противника с сандомирского плацдарма на 2-й Украинский фронт, который в это время вел успешное наступление. Тогда же обнаружил дальнобойное орудие на станции Ясице. С вызванными Ил-2 лично штурмовал его. Орудие было уничтожено. В период подготовки штурма Берлина активно вел разведку в направлении главного удара. В последней наступательной операции 1-го Украинского фронта по овладению Берлином проявил смелость и отвагу.

17 апреля 1945 года установил подход крупных резервов противника в районе Коттбус – Шпремберг – Форст, обнаружил 37 танков, 14 железнодорожных составов, 119 автомашин и 10 орудий.

28 апреля вел разведку окруженной группировки в районе Бесков – Вендиш-Бухгольц – Хальбе, где установил сосредоточение 380 автомашин, 40 танков, 150 повозок и 15 орудий, пытавшихся выйти из окружения. В этот день тов. Лихачев пять раз вылетал в разведку для контроля этой группировки. Попытка противника выйти из окружения не увенчалась успехом. Враг был разгромлен наголову…»

Назад

Васпитанник комсомола

Маношин Константин Васильевичродился в 1917 году в Суксуне. В 1934 году закончил среднюю школу и по путевке ЦК ВЛКСМ был направлен в авиационное училище, В 1938 году стал летчиком-истребителем. В боях с немецко-фашистскими захватчиками участвовал с сентября 1942 года. Воевал на Калининском, Северо-Западном, Брянском и других фронтах. Командовал эскадрильей, а впоследствии был штурманом 64-го гвардейского истребительного авиаполка 4-й гвардейской авиадивизии. На фронте вступил в ряды КПСС. За отвагу и мужество, проявленные в воздушных боях, награжден многими орденами и медалями.

Звание Героя Советского Союза присвоено 26 октября 1944 года.

Умер в 1971 году.
В 1934 году в Суксунском райкоме семнадцатилетнему пареньку вручили путевку ЦК ВЛКСМ с направлением в летную школу. Друзья-комсомольцы, провожая своего товарища, напутствовали:

 – Отращивай, Костя, крылья. И смотри не подводи – за путевку ЦК район весь, вся область в ответе.

Константин Маношин не подвел. Он успешно закончил летную школу и стал летчиком-истребителем, навсегда полюбив свою трудную и гордую профессию. Оправдал он доверие земляков и тогда, когда фашисты напали на нашу страну. Его эскадрилья была грозой для фашистских стервятников.

В истории 4-й гвардейской истребительной авиадивизии, в которую входил 64-Й полк, об эскадрилье и ее комэске записано:

«…Гвардии майор Маношин, имея большой опыт воздушных боев, повседневно умело передает его молодым летчикам, раскрывает перед ними тактику противника и противопоставляет ей свою, испытанную в боях наступательную тактику.

…Лично гвардии майор Маношин проявил в боях с немецко-фашистской авиацией мужество, отвагу и геройство. В тяжелые дни грандиозных воздушных боев на Брянском фронте он своим примером воодушевлял весь личный состав полка. В эти дни он производил по четыре-пять боевых вылетов в день и каждый раз вел ожесточенные бои со значительно превосходящими силами противника. Несмотря на это, истребители под его командованием всегда выходили победителями. Победу приносили личная отвага, хорошая выучка летного состава и умелое управление боем».

Здесь же приведены описания некоторых боев эскадрильи Маношина:

«… июня 1943 года восемь Як-7 под командой гвардии майора Маношина вылетели на блокировку немецкого аэродрома в районе Орла. Над целью группа была встречена сильным заградительным огнем зенитной артиллерии и восьмью истребителями. Умело используя облачность, тов. Маношин прорвался сквозь заградительный огонь, вывел истребители к цели и в течение шести минут блокировал аэродром, дав возможность штурмовикам выполнить боевую задачу. В бою с истребителями лично сбил Me-109 и помог своему ведомому сбить еще один.

…13 июля 1943 года восемь Як-7 под командой тов. Маношина прикрывали действия восемнадцати Ил-14. В районе цели на бомбардировщики набросилось двадцать ФВ-190. В результате воздушного боя группа сбила семь самолетов и обеспечила «илам» успешное бомбометание. В этом бою тов. Маношин лично сбил три и подбил один ФВ-190. Все наши самолеты без потерь возвратились на свои базы.

…19 июля 1943 года двенадцать Як-7, прикрывая наземные войска, вступили в бой с тридцатью ФВ-190. В десятиминутной схватке было сбито пять ФВ-190, один из них – тов. Маношиным…»

Назад

Неуязвимый

Одинцов Михаил Петровичродился 18 ноября 1921 года в селе Полозово Большесосновского района. Окончил аэроклуб, военное училище летчиков. Член КПСС с 1943 года. В Великой Отечественной войне прошел путь от рядового летчика до заместителя командира авиационного полка. Совершил 215 боевых вылетов. Первый раз звание Героя Советского Союза ему было присвоено 4 февраля 1944 года. 27 июня 1945 года удостоен этого звания вторично. Ныне генерал-полковник авиации М. П. Одинцов продолжает служить в Советской Армии.


Майским утром 1942 года на прифронтовом аэродроме жизнь началась своим обычным чередом. Около штурмовиков суетились механики, вооруженцы. Хотя все машины еще накануне были тщательно осмотрены, заправлены горючим и боеприпасами, люди не сидели без дела. А вдруг что-то не проверено, а вдруг что-то упущено?.. Здесь же, чуть в сторонке, расположились летчики, стрелки-радисты, штурманы, готовые в считанные секунды забраться в самолеты и поднять их в воздух.

Среди них был и лейтенант Михаил Одинцов. Ему только недавно пошел двадцать первый год. Но, несмотря на молодость, это был уже опытный воздушный боец, побывавший в сложных воздушных схватках.

Свой первый боевой вылет Михаил Одинцов совершил на четвертый день войны. Ему было приказано разбомбить вражескую колонну, которая приближалась к линии фронта.

– Эту колонну немцы намереваются с ходу бросить в бой. Ваша задача – бомбежкой задержать ее, – сказал командир.

Михаил Одинцов задал только один вопрос:

– Меня будут прикрывать истребители?

– Нет. Полетите один.

Тяжело нагруженная машина скользнула по травянистому полю и взмыла вверх. Спустя минут пятнадцать летчик миновал передний край и стал внимательно присматриваться к местности. Вот справа белой полоской показалась дорога. По ней двигались одиночные повозки, автомашины.

Колонна показалась неожиданно. Фашисты заметили советский самолет и стали рассредоточиваться.

Михаил пошел на хитрость. Он развернул машину влево и повел ее в сторону, делая вид, что не заметил противника. Летчик дважды изме нял курс полета. Эти маневры позволили ему зайти на колонну с тыла, когда она полностью вышла из леса.

За два захода летчик точно сбросил смертоносный груз на фашистов.

На дороге валялись покореженные орудия, горели автомашины, лежали десятки убитых и раненых немецких солдат.

5 июля 1941 года Михаил Одинцов вместе с другими экипажами вылетел на бомбардировку железнодорожной станции, где скопились эшелоны с вражеской техникой и живой силой. Летчики благополучно прорвались сквозь зенитный огонь и обрушили бомбы на вагоны и паровозы. Но когда легли на обратный курс, на них налетели немецкие истребители.

Фашистские летчики выбирали какой-нибудь из самолетов и всей группой бросались на него. В такой переплет попал и Михаил Одинцов. С первой же атаки была разбита приборная доска. Во время второй Михаила ранило в бок, а при третьей – в ноги. Когда «мессеры» начали четвертую атаку, советский летчик бросил машину в пике и вывернулся из-под удара, перетянул через линию фронта и с большим трудом сел на свой аэродром.

…Майское солнце поднималось все выше и выше. Казалось, что в этот день боевых вылетов не будет и напрасно механики и вооруженцы так хлопотливо и старательно готовились к сегодняшнему боевому дню.

 – Лейтенант Одинцов, к командиру! – крикнул телефонист .

 – Кажется, будет работа, – сказал своим товарищам Одинцов.

Приказ командира был кратким: пройтись по курскому аэродрому. Там фашисты сосредоточили бомбардировщики, истребители, транспортные машины.

Группу штурмовиков приказали вести Михаилу Одинцову.

Появление советских штурмовиков явилось для немцев полной неожиданностью. Рассредоточить машины им не удалось.

Заход. Второй. Третий. С каждой штурмовкой на вражеском аэродроме вспыхивали все новые и новые пожары.

Кончились боеприпасы.

 – Всем уходить домой на бреющем. Остаюсь прикрывать, – передал командир группы Одинцов.

Уцелеть в этом неравном поединке, казалось, невозможно. «Мессеры» и сверху и снизу. Михаил бросал свой самолет в лике, неожиданно для противника взмывал вверх, затем снова прижимался к земле. Как ни старались фашистские летчики сбить его, но тщетно. Одинцов ушел от врагов. А сколько было таких жарких схваток? Как-то незадолго до битвы под Сталинградом группа советских самолетов попала в трудное положение. Силы фашистов превосходили наши в несколько раз. В ходе боя четыре немецких истребителя обрушились на штурмовик командира эскадрильи. На выручку бросился Одинцов. Он смело вступил в бой и сбил два «мессера».

…В боях на Калининском фронте с октября 42-го по март 43-го командир эскадрильи Михаил Одинцов лично уничтожил 6 танков врага, 20 автомашин с войсками и грузами, 13 батарей зенитной артиллерии, взорвал несколь­ ко складов с боеприпасами.

…Корсунь – Шевченковская операция. Однажды в сильный снегопад, когда видимость была очень ограничена, Михаил Одинцов вылетел в паре с летчиком Бабкиным. В снежной мгле они сумели отыскать вражеский аэродром и одним ударом уничтожить пять транспортных самолетов и несколько автомашин. Потом Михаил Одинцов привел сюда большую группу штурмовиков. И снова горели фашистские самолеты, рвались склады с горючим и боеприпасами.

В начале Львовско-Сандомирской операции майора Михаила Одинцова назначили штурманом авиационного полка. Теперь он водил на врага большие группы советских штурмовиков. Затем активное участие в Ясско-Кишиневской операции, Висло-Одерской и, наконец, в Берлинской. И везде, как бы ни сложна была боевая об становка, Михаил Одинцов отлично выполнял приказы командования.

Назад

Хозяин неба

Сивков Григорий Флегонтовичродился в 1921 году в деревне Мартынова Кунгурского района. В 1940 году окончил военно-авиационную школу летчиков.

Во время войны Г. Ф. Сивков служил в бомбардировочной, а затем – в штурмовой авиации. Член. КПСС с 1943 года. Участвовал в боях на Украине и Кубани, Северном Кавказе и в Крыму, в Румынии и Болгарии, в Югославии и Венгрии. За годы войны совершил 247 боевых вылетов.

Г. Ф. Сивков 4 февраля 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза, а 18 августа 1945 года награжден второй Золотой Звездой.

После войны окончил академию имени Н. Е. Жуковского. Автор книги «Готовность номер один».


Солнце еще не успело подняться над горизонтом, а шестерка краснозвездных штурмовиков, ведомая капитаном Васильевым, была уже в воздухе.

«Сегодня за хвостом поглядывай в оба – враз обрубят», – подумал Григорий Сивков и тут же вспомнил, как несколько дней назад, точно таким же тихим утром, чуть было не стал жертвой собственной неосторожности. А случилось это так. Командование поручило эскадрилье нанести внезапный удар по вражескому аэродрому.

– Этот аэродром, – говорил летчикам командир полка перед вылетом,– сильно охраняется как зенитными средствами, так и с воздуха. Поэтому во избежание потерь разрешено сделать только один заход.

Григорий хорошо слышал это. Но когда он, оказавшись над целью, сбросил бомбу на выруливающий на старт бомбардировщик, то увидел, что промахнулся. Поэтому бросил машину в крутой разворот. В результате оторвался от своих товарищей.

Он решительно направил штурмовик на второй заход.

Фашисты пришли в себя и открыли по одиночной машине огонь из зениток. Их огонь был мощным, но беспорядочным. Этим-то и воспользовался летчик. Он бросил самолет в новую атаку.

Вражеский бомбардировщик Сивков вес же уничтожил, однако и сам пострадал. На родной аэродром посадил свой штурмовик с продырявленными плоскостями.

…В пышной зелени деревьев никаких подходящих для атаки целей не видно. Григорий даже усомнился, есть ли здесь те цели, о которых говорил командир полка. Но после первых же взрывов бомб сквозь листву здесь и там показались черные коробки. «Вот они! – обрадовался Сивков. – Танки и бронетранспортеры». Сейчас Григорий видел каждую деталь этого загадочного леска, где фашисты сосредоточили бронированный кулак для очередного удара по советской обороне. Вот на небольшой поляне отчетливо виден средний танк, а почти вплотную к нему прижался транспортер. Григорий сбросил бомбу, а вдогонку послал длинную пулеметную очередь. Свой третий заход Сивков завершил залпом реактивных снарядов. Но, увлеченный штурмовкой, он значительно оторвался от остальных штурмовиков. Пока разворачивал машину, в воздухе появилась стая вражеских истребителей. Шестерка «яков», прикрывавших штурмовики, сразу же вступила в бой.

Вражеский истребитель бросился на самолет Сивкова. Фашист пытался расправиться с ним атакой с короткой дистанции. Но Григорий успел сделать ловкий маневр, и пули дробно ударили по плоскостям его машины. Еле успел он выровнять штурмовик, как откуда-то снизу вынырнул второй фашистский истребитель. Его пушечный выстрел оказался точным: снаряд врезался в дно фюзеляжа.

Между тем третий вражеский самолет навалился на штурмовик сверху. Его пулеметная очередь пришлась по кабине. И сразу же по лицу Григория потекла кровь, в глазах замелькали радужные круги… Очнувшись, Сивков инстинктивно взглянул перед собой. Навстречу стремительно неслась земля. Было ясно, что еще миг – и неуправляемая машина с треском врежется в крутящийся перед глазами пригорок. Григорий потянул ручку управления на себя и нажал непослушными ногами на педали. Через мгновение он почувствовал, как его сильно прижало к сиденью: самолет стал круто набирать высоту. При взгляде на приборы Григорием снова овладела тревога. Стрелка указателя масла падала к нулю.

К счастью, покрытая дымом линия фронта промелькнула под плоскостями штурмовика до того, как стрелка приблизилась к ограничителю. Григорий направил свой израненный самолет на зеленое поле, на краю которого вели огонь советские артиллеристы…

В небольшой деревеньке Мартыново, недалеко от Кунгура, возвышается на постаменте бюст дважды Героя Советского Союза Григория Сивкова. В бронзе навеки запечатлен образ богатыря земли русской, сражавшегося с фашистской нечистью мужественно и умело.

Назад