В необходимости специализированного бронированного самолета
для действий на малой высоте против живой силы и техники противника военные
специалисты и авиаконструкторы были убеждены давно. И не случайно в нашей стране
разработка опытных образцов таких самолетов велась еще в начале тридцатых годов.
Были созданы опытные тяжелые штурмовики ТШ-1, ТШ-2, ТШ-З. При разработке и реализации
проектов самолета для поля боя конструкторы настойчиво добивались создания такого
бронирования, которое по возможности не ухудшало бы аэродинамику самолета.
Пока броня была только в виде плоских и гнутых кусков,
форма фюзеляжа получалась угловатой, плохо обтекаемой, а самолеты очень тяжелыми.
При двигателях недостаточной мощности разбег был велик, а скорость - невысокой.
Изобретение двояковыпуклой брони, появление мощных двигателей при новом инженерном
решении использования самой брони, как составной части конструкции, позволило
в конце 30-х годов создать настоящий самолет-штурмовик, каким и стал знаменитый
Ил-2. Предшественником Ил-2 был двухместный самолет ЦКБ-55 (БШ-2, бронированный
штурмовик-второй) с жидкостным двигателем АМ-35. Его еще в 1938 году создал
конструкторский коллектив, возглавляемый С.В.Ильюшиным. От всех существовавших
тогда самолетов ЦКБ-55 отличался прежде всего тем, что его экипаж и все жизненные
части машины защищались броневыми листами. Конструктивно объединенные в бронеотсек,
они вошли составной частью в силовую схему планера. Ил-2 моноплан сметанной
конструкции. В первые годы для экономии дефицитного металла хвостовую часть
фюзеляжа и консоли крыла (его площадь - 38,5 кв.м, удлинение - 5,55) делали
из дерева и фанеры (с конца 1944 года - металлические). Шасси - обычное.
Обе стойки с колесами складывались назад и убирались
в крыло. Выступающая часть шасси закрывалась обтекателем. Бортовое вооружение
устанавливалось в крыле, бомбодержатели - во внутренних отсеках центроплана.
Помимо того, под крылом штурмовика находились направляющие для реактивных снарядов.
Серийные машины с двигателем АМ-35 развивали скорость до 400 км/час при посадочной
- 140 км/час. В 1939 году начались всесторонние испытания ЦКБ-55 (БШ-2). Они
подтвердили высокие боевые качества штурмовика. Однако тогда было сочтено целесообразным
серийно самолет строить в одноместном варианте. Вскоре была построена одноместная
машина, получившая название ЦКБ-57. Осенью 1940 года летчик В. К. Коккинаки
начал испытания. Новый вариант штурмовика, как и первый, обладал хорошими летно-тактическими
качествами. После небольших доводок он был принят и строился заводами серийно
с апреля 1941 г. под маркой Ил-2. Опыт первого года войны показал, что одноместному
штурмовику трудно отражать атаки вражеских истребителей с задней полусферы.
Успехам на фронте сопутствовали очень большие потери. Бывало, что за 10 успешных
боевых вылетов летчик получал звание Героя Советского Союза (а обычно после
ста вылетов).
В начале 1942 г. в Бюро новой техники была проведена
конференция фронтовых летчиков-штурмовиков, летчиков-испытателей Ил-2 и конструкторов
по обмену опытом. Пожелания штурмовиков, уже не впервые высказывавшиеся, сводились
к необходимости выпуска двухместного варианта, к усилению пушечного вооружения,
к увеличению мощности двигателя. Поэтому в середине 1942 года конструкторы вернулись
к двухместному варианту машины. Крупнокалиберный пулемет на задней подвижной
установке усилил оборону Ил-2 от атак истребителей и позволил несколько расширить
диапазон боевого применения самолета. С 1942 года заводы выпускали Ил-2 с двигателем
АМ38Ф в 1720 л. с. Улучшенная аэродинамика и более мощный двигатель позволили
и при возросшем взлетном весе (в зависимости от бомбовой нагрузки от 5873 до
6360 кг) обеспечить штурмовику максимальную скорость до 420 км/час. Было усилено
и вооружение самолета.
Два из четырех пулеметов заменили 20-мм, а затем и более
крупного калибра пушками ВЯ-23. В состав бомбовой нагрузки стали включать специальные
противотанковые бомбы кумулятивного действия. В этом варианте крыло оставалось
с прежним углом стреловидности консолей (деревянных - временно). Лишь с 1943
года консоли были переконструированы, и угол их стреловидности доведен до 15
градусов по передней кромке - Ил-2 (крыло со "стрелкой"). В связи
с появлением кабины стрелка изменилась конструкция бронекорпуса, а также хвостовой
части фюзеляжа. Масса бронекорпуса в ходе доводки и изменений достигла 990 кг.
Элементы бронекорпуса проверялись отстрелом. Ил-2 двухместный с успехом применялся
в авиации морского флота для уничтожения кораблей и других плавсредств противника.
Летчики вели активную борьбу с железнодорожными эшелонами и автомобильными колоннами
противника. Основным же назначением Ил-2 была непосредственная поддержка войск
на поле боя и борьба с танковыми и моторизованными группировками противника
на линии фронта и в ближних тылах, на переправах, при подготовке атак и т.д.
Бытовало его название "летающий танк". По "тиражу" самолет
Ил-2 не имел себе равных. Заводы построили более 36 тыс. машин этого типа.