Великобритания

[Спитфайр] [Харрикейн] [Тайфун]

Для Британии война началась 3 сентября 1939 года. Английский парламент рассчитывал на быстрое завершение боевых действий, с помощью британского флота и сухопутного экспедиционного корпуса. Сокрушительное поражение под Дюнкерком, полный провал Норвежской компании заставил Британию полностью пересмотреть свою позиции. Армия Германии не только не понесла поражения, но и готовилась к высадке на Британские острова (операция "Морской лев"). С конца 1939 года налеты на Южную Англию стали носить угрожающий характер. Британцы со свойственным упорством и методичностью принялись за организацию обороны. Все южное побережье было превращено в неприступную полосу обороны, срочно пополнялись силы ПВО, население перешло на режим экономии. Дошло до того, что с дверей университета в Оксфорде был сняты латунные ручки и отданы на переплавку. Железная хватка немцев серьезно ослабела после печального дня 22 июня 1941 года. Британские силы ПВО был усилены лучшим истребителем Второй мировой - Спитфайром, именно тогда RAF начали наносить бомбовые удары по индустриальным объектам Третьего Рейха. С 1943 к и без того к сложным проблемам английских ПВО добавилась борьба с ракетами V-1, которые принесли Лондону многочисленные людские жертвы.

Спитфайр

Spitfire Mk.I: Год принятия на вооружение - 1938. Размах крыла - 11,23 м, длина - 9,12 м, высота - 2,69 м, площадь крыла - 22,50 кв.м, масса, кг - пустого самолета - 2261 - нормальная взлетная - 2812, мощность - 1030 л.с., максимальная скорость - 582 км/ч, максимальная скороподъемность - 771 м/мин, практический потолок - 9720 м. Вооружение: 8х7,69-мм пулеметов.

Спитфайр - творение Ренджинальда Д.Митчела - конструктора, заслужившего свою славу благодаря кубку Шнайдера, где гидросамолет Митчела завоевал лавры победителя. Прототипом для Спитфайра cтал неудачный "Супермарин" тип 224 с открытой кабиной и неубирающимися шасси.

После полного перепроектирования появился Тип 300, фактически Спитфайр I, который пошел в производство в 1936. Фирме "Супермарин" пришлось полностью пересматривать свои производственные мощности, так как ранее про такие большие заказы эта небольшая компания могла только мечтать. Так или иначе, но вскоре "Громовержцы" поступили в боевые соединения RAF. Этот самолет подтверждал давнюю поговорку летчиков, о том что красивый самолет летает хорошо. У Спитфайра было эллиптическое крыло, цельнометаллическая конструкция фюзеляжа и 8 пулеметов.

В первых же боях над Англией истребитель показал себя достойным конкурентом немецкому Bf-109E: прекрасная маневренность, удивительная легкость пилотажа, высокая скорость изрядно потрепали летный состав Люфтваффе. Выявился и недостаток огневой мощи, а установка пушек затягивалась из-за их ненадежности. Как только эта проблема была решена в воздухе появились Спитфайры с II с 4мя 20-мм орудиями. С этой поры пилоты Bf-109 перестали себя чувствовать уверенно в небе Англии. Это длилось до середины 1942, когда немецкие бомбардировщики стали эскортировать новые Fw-190, обладавшие большей скоростью, потолком и вооружением. Столь долгожданные "Тайфуны" оказались слишком медленными и тяжелыми чтобы противодействовать Фоккерам. Основная нагрузка вновь легла на Спитфайр, на этот раз на его модификации V и IX, с новыми двигателями и изменненым крылом. 9 модель имела двигатель 60-й серии с двухступенчатым нагнетателем и скоростью до 640 км/ч, однако маневренность и легкость управления были уже не те.

Спитфайр по закону считается лучшим истребителем Второй мировой войны.

Харрикейн

Харрикейн II: год принятия на вооружение - 1940, размах крыла - 12,19 м, длина - 9,81 м, высота - 3,99 м, площадь крыла - 23,92 кв.м, масса, кг - пустого самолета - 2566, - максимальная взлетная - 3649, мощность - 1260 л.с., максимальная скорость - 529 км/ч, практическая дальность - 1480 км, практический потолок - 11125 м, вооружение: 4х20-мм пушки или 12х7.7-мм пулеметов в ранних модификациях.

Проектирование этого истребителя было начато в далеком 1933 на основе биплана Fury. Видимо поэтому он получил ряд атавизмов таких, как полотняная обшивка и подкосное хвостовое оперение. В 1938 году Харрикейн установил рекорд скорости (показав среднюю скорость 658 км/ч). Безусловно для своего времени это был отличный самолет, что позволило королевским ВВС вступить в войну с полной уверенностью в своих силах. Разочарование было очень жестоким. Во время поражения при Дюнкерке, англичане потеряли четверть своей истребительной авиации. Даже на своей территории Харрикейнам было очень тяжело бороться против налетов немцев. Ситуация изменилась лишь тогда, когда англичане стали использовать смешанные эскадрильи Харрикейнов и Спитфайров. Спитфайры вступали в тяжелые бои с эскортными истребителями, в то время, когда Харрикейны занимались бомбардировщиками и штурмовиками.

На этих истребителях использовалась система сменяемых крыльев с 12 пулеметами, с 20-мм пушками, и даже с противотанковыми 40-мм орудиями. Проблема нехватки огневой мощи стала еще в начале войны. Большинство сбитых немецких самолетов имело повреждения обшивки, оперения, но даже слабо бронированные узлы оставались неповрежденными. Модификации b, c, d отличались от базовой сменными крыльями и увеличенной мощностью мотора. С 1942 года Харрикейны получили на вооружение ракеты "воздух-земля".

Всего было выпущено 16500 Харрикейнов для ВВС Великобритании и Канады. В больших количествах они поступали в СССР, где действовали на Дальнем Востоке и Заполярье, транспортировали их прямо на палубах полярных конвоев.

Тайфун

Год принятия на вооружение - 1941. Размах крыла - 12,67 м, длина - 9,74 м, высота - 4,67 м, площадь крыла - 25,92 кв.м, масса, кг - пустого самолета - 3990, - максимальная взлетная - 5170, мощность - 2180 л.с., максимальная скорость - 652 км/ч, крейсерская скорость - 530 км/ч, практическая дальность - 1530 км, боевая дальность - 821 км, практический потолок - 10365 м. Вооружение: 4х20-мм пушки, до 8х27-кг PC или 2х454 кг бомбы.

В 1939 году началось создание самолета, на который англичане возлагали большие надежды. Первоначально Тайфун замышлялся и проектировался, как тяжелый перехватчик, замена Спитфайра и Харрикейна в борьбе с немецкими бомбардировщиками, поэтому на него устанавливался мощный (2180 л.с.) двигатель Napier Sabre. Первоначальное вооружение из 12 пулеметов было заменено на 4 20-мм пушки. В 1941 истребитель вступил в строй, в 1942 были исправлены все дефекты хвостового оперения и проблемы с мотором. К этому времени стало ясно, что как перехватчик Тайфун не состоялся. Слишком большая масса самолета и не лучшая аэродинамика отрицательно сказывались на способности ведения воздушного боя. Несмотря на мощный мотор, вооружение и одиночные победы Тайфун не оказал должной конкуренции Fw-190.

Зато как истребитель-бомбардировщик Тайфун показал себя достойно. С 1943 года его стали вооружать ракетам. Особо самолет отличился при высадке союзников в Нормандии (в условиях полного бессилия немецких истребителей), уничтожая даже суда береговой охраны. За годы войны было построено свыше 3000 машин этого типа.

Aвтор сайта Балмышев Андрей