Наш город обязан своим существованием В.Н.Татищеву
(1686-1750), которого считают основателем Перми. Он был известным
деятелем своего времени, сподвижником Петра Великого. Татищев был
выдающимся горным инженером, историком и географом. В 1723 году
именно он разработал проект и руководил строительством Егошихинского
медеплавильного завода и основал заводской поселок возле речки Егошихи
(или Ягошихи), притока Камы. Это положение начало нашему городу
( завод был закрыт в 1788 году).
Новый город получил название "Пермь" (данное слово по
происхождению угро-финское) и стал губернским городом в соответствии
с указом Екатерины II от 20 ноября 1780 года. Но еще в 1692 году
была официально зарегистрирована деревня Брюхановка, располагавшая
на Ягошихе. Ее можно назвать "праматерью" Перми. В 1923
году Пермь вошла в состав Уральской области, центром которой был
Екатеринбург. В 1938 году наш город приобрел свой нынешний статус.
Первым каменным (кирпичным) строением Перми был Петропавловский
собор, построенный в 1764 году. В 1792 году в городе Перми была
создана первая на Урале типография. В 1793 году открылась школа,
а в 1800 году была основана духовная семинария. Первые два парохода
появились на Каме, возле Перми, в 1817 году. Они были построены
на Пожвинском заводе. Пароходы строили также на заводе братьев Каменских.
В августе 1878 года в Перми состоялось торжественное открытие первого
участка дороги, проложенной до Чусового. В октябре того же года
открылось движение пассажирских поездов от Перми до Екатеринбурга.
Прокладка впоследствии этой линии до Тюмени имела большое значение
для развития экономики огромного края. В следующие годы железнодорожные
магистрали соединяют Пермь с Котласом (1899 г.), открывается и сквозное
движение от Петербурга до Перми (1905 г.), а затем вводится в строй
новая линия Пермь - Екатеринбург через Кунгур (1909 г.) С тех пор
еще более возрастает значение Перми как транспортного узла, где
грузы с рельсовых путей переваливаются на речные суда и наоборот:
водным путем из центра страны доставляются в Пермь, а отсюда следуют
по железной дороге в Зауралье, Сибирь. Небезосновательно утверждение,
что Пермь в конце 19 - начале 20 в. стала "транспортными воротами"
не только Урала, но и Сибири.
С конца 18-го по конец 19-го в.в. Пермь - важный этап на пути в
Сибирь и Дальний Восток ссыльных, в том числе политических, а также
место отбывания последними ссылки (М.М. Сперанский, А.И. Герцен,
В.Г. Короленко и многих других), что способствовало росту демократических
и революционных настроений горожан, стимулировало интеллектуальную
жизнь в городе.
В 1858 году в устье речки Данилихи английский подданный Гуллет построил
механический завод, где изготовлялись речные буксиры. В 1875 году
был изготовлен пермский царь-молот. Проекту гигантского 50-тонного
молота, разработанному металлургом и механиком Н.В.Воронцовым (1833-1893),
была присуждена высшая награда на Всемирной промышленной выставке
в Вене в 1873 году (царь - молот был демонстрирован в 1923 году).
Первый участок губернской железной дороги был построен в Перми в
1878 году. Мощный местный радиоузел вступил в строй в 1930 году.
Камская гидроэлектростанция начала действовать в пятидесятые годы.
Телецентр был построен в 1958 году. В конце 18 столетия самым ходким
пермским товаром была соль, которую добывали в Пермской губернии,
в Усолье и Соликамске. Говорят, что на пермской пристани грузчики
таскали это "белое золото" на спине в огромных кулях,
и их уши часто покрывались солью. Этим объясняется происхождение
поговорки "пермяк - соленые уши".
Пермь была центром Пермской губернии до 1923 года, Пермского округа
- до 1938 года в составе Уральской (до 1934 года) и Свердловской
областей. С октября 1938 года Пермь - областной центр Западного
Урала. В 20-е - начале 30-х годов осуществлялась перестройка хозяйства
на базе социалистических производственных отношений. Развитие города
продолжалось. В 30-е годы строились заводы: авиамоторный, судостроительный,
химические и др. В 40-е годы вводятся заводы агрегатный, велосипедный,
телефонный, маргариновый, домостроительный комбинат, табачная фабрика.
В 50-е годы - Камская ГЭС, нефтеперерабатывающий, целлюлозно-бумажный
комбинаты, заводы кабельный, аппаратуры дальней связи, ТЭЦ-9. В
60-е годы - заводы приборостроительный, электротехнический, высоковольтных
изоляторов, синтетических моющих средств, полиграфический комбинат,
швейная фабрика, ТЭЦ-14, предприятия пищевой промышленности. В 40-80-е
годы создается множество менее крупных предприятий почти всех отраслей
производства.
И сегодня в материальном производстве занято до 87% работающих.
Действует около 150 предприятий преимущественно машиностроения и
металлообработки, химии и нефтехимии, а также деревообрабатывающей,
бумажной, полиграфической, энергетической, легкой, пищевых и других
отраслей промышленности, крупные строительные тресты. Флот Камского
речного пароходства, 13 железнодорожных станций и два аэропорта
связывают центр Западного Урала с 64 городами и населенными пунктами
России, СНГ и с некоторыми зарубежными странами.
|