Истребители Як
|
Впервые будущий основной истребитель Як (пока еще модель 1) поднялся в воздух в январе 1940 года. Уже в конце года истребитель пошел в серийное производство. Конструкция самолета была смешанной - использовались деревянные детали и детали из легких сплавов. На базе Як-1 производилась и модификация Як-1Б - без гаргрота, каплевидной кабиной, которая открывала пилоту лучший задний обзор. Модификация имела улучшенное вооружение - вместо 7,62-мм пулеметов устанавливались 12,7-мм пулеметы и 20-мм пушки. Вместо двигателя М-105ПА устанавливался двигатель М-105ПФ. Новый двигатель позволял истребителю увеличить скорость. Производство Як-1Б было начата в сентябре 1942 года. Всего было изготовлено 4188 истребителей данной модификации. Существовала также модификация Як-1М - облегченная улучшенная модель с более высокими летными качествами. На данных модификациях иногда устанавливались бомбы и ракеты.
Масса: | |
пустого | 2316 кг |
взлетная | 2884 кг |
Силовая установка: | |
двигатель | V-образный М-105ПА (затем М-105ПФ) |
цилиндры | 12-цилиндровый |
мощность | 1180 л.с. |
Скорость: | 592 км/час |
Вооружение: |
1х12,7-мм пулемет 1х20-мм пушка до 200 кг бомб |
Размеры: | |
длина | 8,48 м |
размах крыла | 10 м |
площадь крыла | 17,15 кв. м |
Дальность полета: | 700 км |
Набор 5000 м | 5 минут |
Практический потолок | 10000 м |
Произведено | 8734 |
Параллельно с Як-1 конструкторы разработали специальную учебно-тренировочную машину. УТ истребитель создавался на основе Як-1 и предназначался для подготовки будущих пилотов истребителей ЯК и МиГ. УТИ-26 собирался с кабиной на двоих пилотов и с возможностью двойного управления. После начала войны фронт стал испытывать острую нехватку современным истребителей. Было принято решение переоборудовать УТИ в боевые истребители под обозначением Як-7. По скорости и некоторым другим характеристикам Як-7 уступал истребителю Як-1, но обладал более мощным вооружением.
Масса: | |
пустого | 2477 кг |
взлетная | 2960 кг |
Силовая установка: | |
двигатель | V-образный М-105П |
цилиндры | 12-цилиндровый |
мощность | 1050 л.с. |
Скорость: | 560 км/час |
Вооружение: |
2х7,62-мм пулемет 1х20-мм пушка до 200 кг бомб |
Размеры: | |
длина | 8,50 м |
размах крыла | 10 м |
площадь крыла | 17,15 кв. м |
Дальность полета: | 643 км |
Набор 5000 м | 6,8 минут |
Практический потолок | 9250 м |
Произведено | 6399 |
Главным отличием этой модели были легкость и маневренность. Двигатель ВК-105ПФ2 позволял развить большую скорость. Затем с появлением нового двигателя ВК-107А было принято решение установить его. Мощность в 1500 л.с. привела к увеличению скорости на средних высотах до 720 км/час, что позволяло истребителю превосходить истребители немцев. Всего было изготовлено 4797 Як-3. В дальнейшем при проектировании Як-9 был учтен опыт применения Як-3.
Масса: | |
пустого | 2123 кг |
взлетная | 2692 кг |
Силовая установка: | |
двигатель | V-образный М-105ПФ2 (107А) |
цилиндры | 12-цилиндровый |
мощность | 1240 л.с (1500 л.с.). |
Скорость: | до 700 км/час |
Вооружение: |
2х12,7-мм пулемет 1х20-мм пушка |
Размеры: | |
длина | 8,50 м |
размах крыла | 9,20 м |
площадь крыла | 14,85 кв. м |
Дальность полета: | 648 км |
Набор 5000 м | 6,8 минут |
Практический потолок | 10400 м |
Произведено | 4797 |
Дальнейшим развитием истребителей Як стала модель Як-9. Истребитель разрабатывался на базе Як-7. При проектировании учитывался опыт предшественников. Благодаря этому Як-9 стал самой массовой и во многом лучшей моделью из этой серии. Но даже при всех своих характеристиках Як-9 производился в 22 модификациях. Модификация Як-9Т предназначалась для борьбы с бронетехникой противника. Для этой цели на самолете устанавливалась 37-мм пушка НС-37, чей снаряд позволял весьма эффективно бороться с бронетехникой. Недостатком данного варианта было то, что пушка обладала довольно сильной отдачей. Однако после появления у немцев новых образцов танков и самоходок с усиленной броней, было принято решение установить на самолетах Як-9 более мощную пушку. В итоге борьба с техникой была возложена на 45-мм пушку НС-45. В конце 1944 и начале 1945 годов были проведены испытания, самолет пошел в производство под обозначением Як-9К. Всего было изготовлено 340 Як-9К. Помимо техники истребители с 45-мм и 37-мм пушками отлично боролись и с самолетами противника. За короткий боевой путь Як-9К уничтожили 8 FW-190 и 4 Bf-109. Модификация Як-9У стала основной модификацией серии Як, а также основным истребителем СССР. Первоначально предполагалось установить двигатель КВ-105ПФ2, но в производство пошел Як-9 с новым двигателем ВК-107А, который позволял истребителю развивать скорость до 645 км/час. Конструкция фюзеляжа и крыльев придала самолету хорошую маневренность. Всего было изготовлено 14579 Як-9У. Характеристики Як-9У.
Масса: | |
пустого | 2512 кг |
взлетная | 3204 кг |
Силовая установка: | |
двигатель | V-образный М-107А |
цилиндры | 12-цилиндровый |
мощность | 1500 л.с. |
Скорость: | до 700 км/час |
Вооружение: |
2х12,7-мм пулемет 1х20-мм пушка |
Размеры: | |
длина | 8,55 м |
размах крыла | 9,74 м |
площадь крыла | 17,15 кв. м |
Дальность полета: | 675 км |
Набор 5000 м | 58 минут |
Практический потолок | 10650 м |
Произведено | 14579 |