Принятый 11 марта 1941 года Конгрессом США закон о ленд-лизе и
последующие решения глав правительств союзников сыграли важную роль
в совместной борьбе стран антигитлеровской коалиции, и значение это
нельзя недооценивать.
Следует особо подчеркнуть, что военная и экономическая помощь
Советскому Союзу, на долю которого выпала основная тяжесть борьбы,
осуществлялась не только ради побед Красной Армии на "Восточном
фронте", она проводилась в интересах всех стран содружества,
выступивших единым фронтом против реакционнейшего и агрессивного
режима фашистской Германии и её союзников.
Доставка грузов в нашу страну осуществлялась в основном водным
путём, и тысячи миль океанов и морей, разделяющие наши страны также
стали ареной боевых действий. Это ставило перед военными флотами
союзных держав архиважную задачу — обеспечить безопасность
перевозивших военные грузы судов. Задача была настолько важной, что
постоянно находилась в центре внимания руководителей государств
антигитлеровской коалиции.
Нельзя не отметить, что и противник понимал значение морских
перевозок союзников. Поэтому для борьбы на союзных коммуникациях
гитлеровское руководство направило значительные силы. В Северной
Атлантике были развёрнуты свыше ста подводных лодок, действовавших
очень эффективно. Среди немецких подводников были настоящие асы.
Так, например, командир "U-23" и "U-99" Отто Кречмер потопил 44
корабля общим водоизмещением 263 203 тонны. Больше всех — 47
кораблей — пустил ко дну Вольфганг Лют. Он командовал четырьмя
подлодками: "U-9", "U-138", "U-43", "U-181". Можно назвать ещё двух
— это Йоханес Мор, потопивший 29 кораблей, и Эрих Топп, на счету
которого 35 кораблей водоизмещением 193 601 тонна.
На аэродромы Норвегии, союзника гитлеровцев, перебазировалось
большое число бомбардировщиков и торпедоносцев. В норвежских шхерах
стали дислоцироваться крупные немецкие надводные корабли — тяжёлые
крейсеры и линкоры. 14 марта 1942 года Гитлер во время пребывания в
"Волчьем логове" дал указание гросс-адмиралу Рёдеру об активизации
действий против конвоев.
Гитлер неоднократно лично рассматривал проблемы боевой
деятельности Кригсмарине на морских коммуникациях союзников.
Особенно с февраля 1942 года, когда размеры конвоев и объём поставок
увеличились. Хотелось бы отметить, что после Великой Отечественной
войны и особенно в период "холодной войны" некоторые историки
писали, что поставки по ленд-лизу имели для нас небольшое значение:
они составляли, дескать, всего 4 % объёма валовой промышленной
продукции СССР в 1941 — 1945 гг. И это действительно так. Но по
отдельным видам вооружений эти показатели были значительно выше: по
автомобилям — 70%, танкам — 12%, самолётам — 10%, а по морской
авиации — 29%.
Из Великобритании, США и Канады в нашу страну было
поставлено:
Самолётов |
22 195 |
Танков |
12 990 |
Автомашин |
свыше 500 000 |
Различного типа орудий |
5 000 |
Кроме того, от союзников поступило огромное количество снарядов,
взрывчатки, обмундирования, медикаментов и т.д.
О поставках для Военно-морского флота я скажу ниже. Поражает
воображение общий объём поставок по ленд-лизу. Он составил в
стоимостном выражении огромную сумму — 11 млрд. 260 млн. 344 тыс.
долларов. Значительная часть (четверть) всех поставок приходилось на
долю продовольствия.
Для доставки грузов Советскому Союзу использовались три основных
океанских маршрута:
ПЕРВЫЙ — через Северную Атлантику. Его протяжённость — 1800-2000
миль. Продолжительность перехода — 10-14 суток. По этому пути
союзники отправили около 4 млн. тонн груза (22,7% от общего
количества поставок). Первый конвой "Дервиш" прибыл 31 августа 1941
года в Архангельск.
ВТОРОЙ проходил через Южную Атлантику, Персидский залив и Иран.
Он практически начал действовать с мая 1942 года. По этому пути было
доставлено более 4 млн. тонн груза (23,8%).
ТРЕТИЙ маршрут проходил по Тихому океану. Объём перевозок здесь
был наибольшим и составил 8 млн. тонн (47,1%). Для приёма и хранения
грузов в Петропавловске-Камчатском потребовалось перестроить
торговый порт. В связи с тем, что Япония фактически закрыла
Сангарский пролив, а проливы Лаперуза и Первый Курильский зимой
замерзали, грузы приходилось отправлять во Владивосток для
последующей перевозки по железной дороге уже после вскрытия
льдов.
Военные флоты союзников обеспечивали защиту морских и океанских
коммуникаций. Наиболее трудными с точки зрения навигации,
гидрометеорологии был северный маршрут. Союзному командованию
пришлось в ходе войны усиливать охранение конвоев надводными
кораблями, авиацией и подводными лодками. В решении задачи защиты
северных конвоев успешно взаимодействовал с флотами союзников
Северный флот.
Основная ответственность за защиту конвоев лежала на британском
Адмиралтействе. На всём переходе от пунктов их формирования до
советских портов все вопросы взаимодействия Северного флота с
флотами союзников решались через английскую и американскую миссии,
представители которых находились в Мурманске, Архангельске и
Полярном.
К востоку от меридиана до 20 о восточной долготы
Северный флот усиливал охрану конвоев кораблями эскорта и
обеспечивал авиационное истребительное прикрытие.
Всего за время войны северным путём был
проведён 41 конвой в Советский Союз и 37 конвоев из СССР. Из 540
торговых судов было потеряно 100 (82 английских и американских, 9
советских и 9 — других стран).
Потери сил сопровождения составили: ВМС Великобритании — 2
крейсера, 16 эскортных кораблей, 1 подлодка; Советский Союз потерял
2 эсминца, 20 подводных лодок и большое число самолётов.
Подготовка и проводка конвоев рассматривались руководством
союзных флотов как важная операция, имеющая стратегическое
значение.
Необходимо отметить активные действия североморцев-подводников.
На дальних рубежах постоянно находились 3-4 "большие" подводные
лодки. Так, например, в июне 1942 года для прикрытия печально
известного конвоя "PQ-17" у Норвежского побережья были развёрнуты 5
подлодок.
Как известно, конвой "PQ-17" вышел 27 июня 1942 года, а 4 июля
был атакован германской авиацией и потерял своё первое судно. Не
стану останавливаться на всех аспектах трагедии "PQ-17" — о них
достаточно сказано историками. Напомню только о действиях советской
ПЛ "К-21" под командованием опытного подводника Николая Лунина.
Находясь на позиции в районе острова Ингей, 5 июля "К-21"
обнаружила отряд кораблей германского флота. Среди них Лунин выбрал
самую крупную цель и атаковал её залпом из 4-х торпед с дистанции
17-18 кабельтовых. Через 2 минуты 15 секунд акустик зарегистрировал
два взрыва. Попал ли Лунин в "Тирпиц" или нет? На этот счёт немало
разных суждений. Но дело не в этом.
Важно, что атака советской подводной лодки заставила фашистов
отказаться от атаки конвоя. А причинами гибели большого числа судов
конвоя были роковые ошибки Адмиралтейства Великобритании,
отвечавшего за безопасность прохода.
К системе мероприятий Северного флота, проводимых в интересах
конвойных операций, относились также удары авиации флота по
аэродромам противника, на которых базировались немецкие
бомбардировщики и торпедоносцы. Тем самым ослаблялись их удары по
конвоям.
Непосредственное прикрытие конвоев и перехват самолётов
противника в зоне ответственности Северного флота осуществлялось
истребительной авиацией. Здесь я не могу не отметить одну яркую
страницу из героической летописи наших авиаторов-североморцев. 30
июня 1942 года в бою с фашистскими самолётами при защите конвоя
"PQ-16" погиб замечательный лётчик, командир авиаполка подполковник
Б.Ф.Сафонов. Три истребителя под его командованием вступили в
схватку с 45 юнкерсами и полутора десятком мессершмиттов. Они сбили
пять бомбардировщиков, из них 3 — Сафонов. Но сам погиб! Это был его
224-й боевой вылет. На его счету 34 боя и 25 сбитых самолётов.
Сафонову дважды присвоено звание Героя Советского Союза.
Возвращаясь к ленд-лизу, я бы ещё раз отметил, что для советского
ВМФ поставки союзников имели большое значение. В течение всей войны
мы получили из Великобритании, США и Канады около 500 кораблей. Эти
корабли поступали в основном после 1943-го года, после "великого
перелома" в Великой Отечественной войне. Кроме того необходимо
отметить и большие поставки Тихоокеанскому флоту к 1945 году,
получившему по ленд-лизу около 250 кораблей. Это была существенная
помощь тихоокеанцам в войне против Японии.
Авиация ВМФ получила 2 148 самолётов — бомбардировщиков,
истребителей и разведчиков.
Особенно важно подчеркнуть, что многие корабли, поступавшие по
ленд-лизу, были оснащены более совершенной техникой, чем располагали
наши отечественные. На "больших охотниках", например, были
установлены радиолокационные станции (РЛС), а также винты
регулируемого шага. Из Великобритании получили 550 РЛС, из США —
640. В 1944 году поступили первые РЛС для береговых постов и
неконтактные тралы.
Как и в любом большом деле были недостатки, элементы
несогласованности, но главное, что имело место — это взаимопонимание
между главами государств антигитлеровской коалиции, взаимопонимание
и дружеское расположение моряков, прибывших из-за океана в Советский
Союз.
Наши соотечественники с большой теплотой и заботой относились к
раненым союзным морякам, спасали попавших в беду, порой рискуя
жизнью.
Нельзя сегодня не отметить и большой вклад советских торговых
моряков в перевозках ленд-лизовских грузов. Статистика показывает,
что в 1942-м году, например, доля нашего торгового флота в
перевозках составляла 22,5% (из 412 судов, прошедших по северной
внешней трассе, 93 были советскими). Более трёхсот моряков
пароходства погибли. Следует также отметить, что Советский Союз,
принимая помощь от союзников, разгрузив боевую технику и другие
грузы в Архангельске и Мурманске, сам отправлял на Запад некоторые
виды стратегического сырья — хромовую, марганцевую руду, лес, а
также расплачивался золотом (как известно, на КРЛ "Эдинбург",
погибшем на переходе, перевозилось 5,5 тонн золота в счёт оплаты
СССР за поставки).
Союзники по антигитлеровской коалиции во время операций по
перевозке груза по ленд-лизу в Северной Атлантике понесли большие
потери. По подсчётам историков США и Великобритания лишились 5 140
торговых судов, а ВМС стран содружества — 180 боевых кораблей, при
этом погибло около 6 тысяч моряков.
После Второй мировой войны в мире произошли большие перемены, но
память народов о славном боевом братстве осталась на долгие годы.
Участники конвоев, несмотря на политические перипетии, регулярно
встречаются. В 1991 году в Архангельске собрались участники первого
конвоя "Дервиш". Это была незабываемая встреча боевых друзей. В 1995
году в СССР приезжали британские ветераны Второй мировой войны. Один
из ветеранов, Джим Тэйт, проживающий ныне в Глазго, с горечью
заметил: "О нашей дружбе, к сожалению, молодежь знает плохо.
Послевоенное поколение Британии вскормлено на диете грубого
антисоветизма, а также искажения истории". На встрече с учениками
колледжа Джим был искренне огорчён: молодые англичане не знали, что
в годы борьбы против фашистской Германии Россия была союзницей
Англии.
Мне думается, что молодое поколение наших государств должно
хорошо знать о той большой дружбе, боевом товариществе, которые
сложились между нашими народами в тяжёлую военную годину.