Стремясь изобразить жизнь РІРѕ всех ее проявлениях, РљСѓРїСЂРёРЅ умеет завлечь читателя, РѕРЅ был мастером композиции. Р’ РѕСЃРЅРѕРІРµ "Поединка" своеобразный прием - двуплановость: план реальной жизни Рё план мечты. Ртот прием усиливает остроту конфликта, лежащего РІ РѕСЃРЅРѕРІРµ сюжета: столкновение живой личности СЃ провинциальноц армейской средой; грубая армейская действительность Рё подпоручик Ромашов, гуманность, честность Рё мечта Рѕ высоком идеале, романтичность которого находится РІ кричащем противоречии СЃ этой действительностью. Конфликт развивается СЃ первой главы повести. Конфликт между бесчеловечным, жестоким Рё гуманным. Присутствуют РґРІРµ сюжетные линии: служебная - Ромашов - РіРѕСЃРїРѕРґР° офицеры - солдаты - Рё психологический - линия Ромашова как личности. Сюжетные линии переплетаются между СЃРѕР±РѕР№, дополняя Рё раскрывая РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР°. Двум сюжетным линиям соответствуют Рё РґРІРµ кульминации: первая - парад Рё встреча СЃ солдатом Хлебниковым, после которой Ромашов переживает глубокий душевный РєСЂРёР·РёСЃ; вторая - РїСЂРёС…РѕРґ Шурочки Рє Ромашову. Далее наступает развязка - поединок, являющаяся общей для обеих сюжетных линий.
Повесть имеет строгую композицию: действие развивается в одном направлении последовательно, с постепенным нарастанием событий, что делает повесть динамичной, насыщенной драматизмом.
Контраст мечты и действительности выражен внутри сюжета (Ромашов любил ходить на вокзал, где видел хорошо одетых господ - кусочек недоступного мира, где жизнь - вечный праздник и торжество).