Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, -
Идёт война народная,
Священная война!

Песня "Священная война", написанная Василием Лебедевым-Кумачом в первый день войны, передала обобщённый образ времени, его суровое и мужественное дыхание.
Одические стихи, выразившие гнев и ненависть советского народа, были присягой верности Отчизне, залогом победы, били по врагу прямой наводкой.
Органическая связь с русской классической литературой и народным творчеством помогала поэтам и писателям раскрывать в своих произведениях черты национального характера. Повышалась роль национального самосознания и гордости.
Ольга БергольцТакие понятия, как "Родина", "Русь", "Россия", "русское сердце", "русская душа", нередко вынесенные в заглавие художественных произведений, обретали невиданную историческую глубину, поэтическую объёмность. Так, раскрывая характер героической защитницы города на Неве, ленинградки блокадной поры, Ольга Берггольц писала:


Ты русская - дыханьем, кровью, думой,
в тебе соеденились не вчера
мужицкое терпенье Аввакума
и царская неистовость Петра.

В ряде стихов той поры передавалось чувство нежной любви солдата к своей "малой родине, к дому, в котором он родился, к тем "трём берёзам", где он оставил часть своей души, свою боль и радость. "Родина" К. Симонова:

Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке,
И в краткий миг припомнить разом надо
Всё, что у нас осталось вдалеке,

Клочок земли, припавшей к трём берёзам,
Далёкую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три берёзы
При жизни никому нельзя отдать.

Женщине-матери, простой русской женщине, проводившей на фронт мужа и сыновей, пережившей горе невосполнимой утраты, вынесшей на своих плечах нечеловеческие тяготы и невзгоды, но не потерявшей веры - долгие годы будет она ждать с войны тех, кто уже никогда не вернётся, - посвятили поэты проникновенные строчки:

К.Симонов


Нас пули с тобою пока ещё милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я всё-таки горд был за самую милую,
За русскую землю, где я родился.

За то,что на ней умирать мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
(К. Симонов "Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...")


Серьёзную эволюцию переживает творчество ряда крупных поэтов. Так, муза Анны Ахматовой обретает тон высокого гражданского, патриотического звучания. В стихотворении "Мужество" поэтесса находит слова, образы, воплотившие неодолимую стойкость сражающегося народа, звучащие с силой величественного хорала:


Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!

Анна Ахматова

Сражающемуся народу в равной мере были нужны и гневные строки ненависти, и задушевные стихи о любви и верности. Вот почему широклй популярностью пользовались стихотворения К. Симонова "Убей его!" и "Жди меня, и я вернусь..."


Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придёт,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждёт.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло. -
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Гневные стихотворения А. Прокофьева "Товарищ, ты видел...", его поэма "Россия", исполненная нежной сыновей любви к Родине имели успех у людей. Часто оба эти мотива сливаются воедино, создавая сплав большой эмоциональной силы.Алексей Сурков Строки поэтов, обращенные к одному человеку - к солдату, к любимой,- одновременно обращали думы и чаяния многих. Именно об этом, пронзительно лично и в то же время близком всему военному поколению, слова знаменитой "Землянки" А.Суркова:

Ты сейчас далеко-далеко,
Между нами снега и снега,
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти четыре шага.

Сильные чувства вызывают стихи молодых поэтов, для которых война была первым и последним трагическим испытанием в их жизни. Георгий Суворов, Павел Коган и многие другие талантливые юноши не вернулись с поля боя.
Николай МайоровЗимой 1942 года в смоленских лесах погиб политрук пулемётной роты студент Московского университета Николай Майоров. Строки из стихотворения "Мы", которые он написал ещё в 1940-м и пророчески завещал идущим вослед, навсегда останутся поэтическим памятником его поколения.


Мы были высоки, русоволосы,
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли не долюбив,
Не докурив последней папиросы.


Песни военной поры в жанровом отношении чрезвычайно многообразны. Мысли и чувства, переданные в стихах, положенных на музыку, звучат особенно отчётливо, приобретают дополнительную эмоциональную силу и действенность. Тема священной борьбы против фашистских захватчиков становится основной для песен-гимнов. Написанные в торжественно-приподнятом тоне, призванные создать обобщённо-символический образ сражающегося народа, лищённые бытовых подробностей и деталей, эти гимны звучали сурово и торжественно.
Годы войны для поколения 40-х были временем больших раздумий о жизни, о Родине, о человеке. Как бы ни был скуден солдатский быт, как бы нибыл человек оторван от центров культурной жизни, он жил в полную силу, в сердце своём он носил целый мир.
Юлия Друнина
Есть высшая радость на свете -
Прожить без поблажек и льгот
И в радости и в лихолёте
Делить твою долю, народ, -


писала впоследствии о войне Юлия Друнина, девчонкой сбежавшая на фронт и, будучи санинструктором разведроты, видавшая то, что женщине видеть нельзя:

Я только раз видела рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.


Девочка-санитарка на войне стала Поэтом и вошла в отечественную поэзию сразу и навсегда, заняв место рядом с М. Лукониным, С. Гудзенко, М. Недогоновым, В. Тушновой, С. Наровчатовым и другими поэтами фронтового поколения, также самобытно и ярко рассказав о великой войне.
Предельно экономными средствами художественного выражения с простотой, которая равна правде огненных дней, в поэзии Ю. Друниной раскрывается мир сильных чувств любви, дружбы, долга, веры в справедливость, в своих товарищей. Лишь в двух строках стихотворения "Зинка" прямо и афористично декламируется поэтом отношение его героев к солдатскому долгу, к жизни и смерти на войне:

Мы не ждали посмертной славы,
Мы хотели со славой жить.


В лирике Юлии Друниной встаёт в полный рост характер, унаследовавший от отцов и матерей нравственную чистоту и благородство, силу и гордость. Поэт пишет о себе и о своих ровесницах:

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшалон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слышал
Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в "мать" и "перемать",
Потому что имя ближе, чем "Россия",
Не могла сыскать.


Сергей ОрловТалантливый поэт Сергей Орлов, так же как и Юлия Друнина, дал предельно чёткую характеристику своему поколению:

Мы не пытались в жизни окопаться,
Нас мало уцелело под огнём.


С.Орлов олицетворяет собой образ целого покаления, поколения, спасшего землю от фашистского варварства. Он был в подлинном смысле певцом и рыцарем этого поколения, поэтому эпиграфом ко всему творчеству Сергея Сергеевича Орлова могут стать строки из его лучшего стихотворения:

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград...


Сергей Орлов умер через десятилетия после окончания Великой Отечественной войны, но его по праву можно назвать солдатом и в мирное время. Его стихи и его биография стоят тесно, плечом к плечу, по-солдатски служба Отечеству и словом, и делом. И глубокая скорбь о павшем бойце, пронизывающая всё стихотворение, относится и к его автору, погибшему от военных ран в конце семидесятых годов.
Бывший лейтенант Орлов не любил рассказывать о своих ранениях и контузиях. Даже близкие друзья не сразу узнали, что от осколков бронебойного снаряда его однажды спасла медаль "За оборону Ленинграда". Повесвуя об этом, бывший командир танкового взвода говорил не о себе, а о героической защите Ленинграда и о своих друзьях-танкистах, прославлению подвига которых он посвятил всю свою последующую жизнь. И только в стихотворениях, как бы перед лицом всего поколения 40-х годов, поэт был предельно искренен:

Мне война знакома, как и многим,
По санбатам, маршам и боям.


Стихотворения Сергея Орлова о войне покоряют своей афористичностью и глубоким оптимизмом, несмотря на то что поэт чужд лакировки событий и идеализации окружающих его солдат второй мировой войны. Сквозь порой скупые строки отчётливо проступают и суровые будни бойцов, и нечеловеческие трудности, которые пришлось пережить Орлову и его товарищам. По-солдатски сдержанно рассказывая об этом, он поэтически смело, как-то по-новому передаёт то, о чём, казалось бы, мы уже читали в других произведениях о войне.
 

После марша

Броня от солнца горяча,
И пыль похода на одежде.
Стянуть комбинезон с плеча -
И в тень, в траву, но только прежде
Проверь мотор и люк открой:
Пускай машина отстывает.
Мы всё перенесём с тобой:
Мы люди, а она стальная...


Лучшие произведения русской поэзии, написанные в годы войны и первые после военные годы, свидетельствовали: перед лицом тяжелейших страданий к человеку приходит понимание бесценной значимости личных святынь - отчего дома, семьи, которые он защищает. Гражданское и частное, радость победы и горечь невосполнимых утрат, общественно-патетические и интимно-лирические интонации переплетаются в этих произведениях неразделимо. И все они - исповедь об испытаниях души на войне кровью и смертью, потерями и необходимостью убивать; все они - литературный памятник неизвестному солдату.