|
КУКРЫНИКСЫ
(часть четвертая)
Сатирические образы Кукрыниксов поражают неистощимой выдумкой, неожиданностью, смелостью и остротой характеристики; они правдивы и убедительны, так как созданы методом подлинно реалистической карикатуры, на основе сознательного преувеличения существенного, меткого раскрытия объективно смешного и на основе смелого заострения типического. В карикатурах Кукрыниксов, разоблачающих гитлеризм, нашли яркое выражение уверенность в победе и чувство юмора, присущее советскому народу, сознание духовного превосходства над врагом. В ряде карикатур Кукрыниксы создали образы огромной обобщающей силы ("Превращение фрицев", "Долг платежом красен", "Потеряла я колечко", "Весенняя посевная" и др.). В 1942 за политические плакаты и карикатуры художники были удостоены Сталинской премии. В послевоенные годы Кукрыниксы находятся в первых рядах борцов за мир (триптих "Враги мира", 1951, и мн. др.). В своих карикатурах Кукрыниксы показали истинное лицо поджигателей новой войны - империалистов, преемников немецких фашистов ("В боннском ателье "Американка", "Очередные бесноватые", "Однобокая экономика" и др.).
Первые живописные произведения Кукрыниксов ("Похороны комиссара", "Господа интервенты", "Въезд белых" и др.) появились в 1932. Этим картинам, так же как и серии "Старые хозяева" (1936-37), еще была свойственна известная схематичность характеристики. Первая значительная картина Кукрыниксов "Утро" (1938) правдиво изображает быт царской армии, раскрывая ее классовую суть в контрастных образах офицера и денщика. В 1942 Кукрыниксы написали картину "Таня" (2-й вариант в 1947), запечатлев героическую смерть Зои Космодемьянской, в 1945-46 - картину "Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии". В 1944-46 Кукрыниксы создали одну из своих лучших картин "Бегство немцев из Новгорода", правдиво и убедительно передав в ней момент, когда бегущие из Новгорода гитлеровцы лихорадочно мечутся с факелами, поджигая постройки. На снегу валяются бронзовые фигуры разбитого фашистами памятника "Тысячелетия России"; протянутая кверху рука одной из фигур словно взывает к отмщению. На заднем плане, над трусливыми фигурками разрушителей культуры высится древний Софийский собор; изуродованный, израненный фашистами, но величественный своей суровой красотой, он воплощает несокрушимую силу творческого созидательного гения русского народа. Картина отличается смелостью и силой художественной типизации, глубиной исторического смысла.
Работы Кукрыниксов
Далее
Назад
|
|