ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ

ВВЕДЕНИЕ
"ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ"
ХУДОЖНИКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Герасимов С.В. Дейнека А. Кривоногов П.А. Кукрыниксы Пластов А.А.
Юон К.Ф.
Обзор живописи
ИСТОЧНИКИ

КУКРЫНИКСЫ

(часть четвертая)

Куприянов М.В. Крылов П.Н. Соколов Н.А.

Сатирические образы Кукрыниксов поражают неистощимой выдумкой, неожиданностью, смелостью и остротой характеристики; они правдивы и убедительны, так как созданы методом подлинно реалистической карикатуры, на основе сознательного преувеличения существенного, меткого раскрытия объективно смешного и на основе смелого заострения типического. В карикатурах Кукрыниксов, разоблачающих гитлеризм, нашли яркое выражение уверенность в победе и чувство юмора, присущее советскому народу, сознание духовного превосходства над врагом. В ряде карикатур Кукрыниксы создали образы огромной обобщающей силы ("Превращение фрицев", "Долг платежом красен", "Потеряла я колечко", "Весенняя посевная" и др.). В 1942 за политические плакаты и карикатуры художники были удостоены Сталинской премии. В послевоенные годы Кукрыниксы находятся в первых рядах борцов за мир (триптих "Враги мира", 1951, и мн. др.). В своих карикатурах Кукрыниксы показали истинное лицо поджигателей новой войны - империалистов, преемников немецких фашистов ("В боннском ателье "Американка", "Очередные бесноватые", "Однобокая экономика" и др.).

Первые живописные произведения Кукрыниксов ("Похороны комиссара", "Господа интервенты", "Въезд белых" и др.) появились в 1932. Этим картинам, так же как и серии "Старые хозяева" (1936-37), еще была свойственна известная схематичность характеристики. Первая значительная картина Кукрыниксов "Утро" (1938) правдиво изображает быт царской армии, раскрывая ее классовую суть в контрастных образах офицера и денщика. В 1942 Кукрыниксы написали картину "Таня" (2-й вариант в 1947), запечатлев героическую смерть Зои Космодемьянской, в 1945-46 - картину "Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии". В 1944-46 Кукрыниксы создали одну из своих лучших картин "Бегство немцев из Новгорода", правдиво и убедительно передав в ней момент, когда бегущие из Новгорода гитлеровцы лихорадочно мечутся с факелами, поджигая постройки. На снегу валяются бронзовые фигуры разбитого фашистами памятника "Тысячелетия России"; протянутая кверху рука одной из фигур словно взывает к отмщению. На заднем плане, над трусливыми фигурками разрушителей культуры высится древний Софийский собор; изуродованный, израненный фашистами, но величественный своей суровой красотой, он воплощает несокрушимую силу творческого созидательного гения русского народа. Картина отличается смелостью и силой художественной типизации, глубиной исторического смысла.

Работы Кукрыниксов

Далее
Назад