История Перми


Татищев В.Н.
Наш город обязан своим существованием В.Н.Татищеву (1686-1750), которого считают основателем Перми. Он был известным деятелем своего времени, сподвижником Петра Великого. Татищев был выдающимся горным инженером, историком и географом. В 1723 году именно он разработал проект и руководил строительством Егошихинского медеплавильного завода и основал заводской поселок возле речки Егошихи (или Ягошихи), притока Камы. Это положение начало нашему городу ( завод был закрыт в 1788 году).

Новый город получил название "Пермь" (данное слово по происхождению угро-финское) и стал губернским городом в соответствии с указом Екатерины II от 20 ноября 1780 года. Но еще в 1692 году была официально зарегистрирована деревня Брюхановка, располагавшая на Ягошихе. Ее можно назвать "праматерью" Перми. В 1923 году Пермь вошла в состав Уральской области, центром которой был Екатеринбург. В 1938 году наш город приобрел свой нынешний статус.

Первым каменным (кирпичным) строением Перми был Петропавловский собор, построенный в 1764 году. В 1792 году в городе Перми была создана первая на Урале типография. В 1793 году открылась школа, а в 1800 году была основана духовная семинария. Первые два парохода появились на Каме, возле Перми, в 1817 году. Они были построены на Пожвинском заводе. Пароходы строили также на заводе братьев Каменских.
Художественная галерея

В августе 1878 года в Перми состоялось торжественное открытие первого участка дороги, проложенной до Чусового. В октябре того же года открылось движение пассажирских поездов от Перми до Екатеринбурга. Прокладка впоследствии этой линии до Тюмени имела большое значение для развития экономики огромного края. В следующие годы железнодорожные магистрали соединяют Пермь с Котласом (1899 г.), открывается и сквозное движение от Петербурга до Перми (1905 г.), а затем вводится в строй новая линия Пермь - Екатеринбург через Кунгур (1909 г.) С тех пор еще более возрастает значение Перми как транспортного узла, где грузы с рельсовых путей переваливаются на речные суда и наоборот: водным путем из центра страны доставляются в Пермь, а отсюда следуют по железной дороге в Зауралье, Сибирь. Небезосновательно утверждение, что Пермь в конце 19 - начале 20 в. стала "транспортными воротами" не только Урала, но и Сибири.

С конца 18-го по конец 19-го в.в. Пермь - важный этап на пути в Сибирь и Дальний Восток ссыльных, в том числе политических, а также место отбывания последними ссылки (М.М. Сперанский, А.И. Герцен, В.Г. Короленко и многих других), что способствовало росту демократических и революционных настроений горожан, стимулировало интеллектуальную жизнь в городе.

В 1858 году в устье речки Данилихи английский подданный Гуллет построил механический завод, где изготовлялись речные буксиры. В 1875 году был изготовлен пермский царь-молот. Проекту гигантского 50-тонного молота, разработанному металлургом и механиком Н.В.Воронцовым (1833-1893), была присуждена высшая награда на Всемирной промышленной выставке в Вене в 1873 году (царь - молот был демонстрирован в 1923 году). Первый участок губернской железной дороги был построен в Перми в 1878 году. Мощный местный радиоузел вступил в строй в 1930 году. Камская гидроэлектростанция начала действовать в пятидесятые годы. Телецентр был построен в 1958 году. В конце 18 столетия самым ходким пермским товаром была соль, которую добывали в Пермской губернии, в Усолье и Соликамске. Говорят, что на пермской пристани грузчики таскали это "белое золото" на спине в огромных кулях, и их уши часто покрывались солью. Этим объясняется происхождение поговорки "пермяк - соленые уши".

Пермь - XIX-XX век
Пермь была центром Пермской губернии до 1923 года, Пермского округа - до 1938 года в составе Уральской (до 1934 года) и Свердловской областей. С октября 1938 года Пермь - областной центр Западного Урала. В 20-е - начале 30-х годов осуществлялась перестройка хозяйства на базе социалистических производственных отношений. Развитие города продолжалось. В 30-е годы строились заводы: авиамоторный, судостроительный, химические и др. В 40-е годы вводятся заводы агрегатный, велосипедный, телефонный, маргариновый, домостроительный комбинат, табачная фабрика. В 50-е годы - Камская ГЭС, нефтеперерабатывающий, целлюлозно-бумажный комбинаты, заводы кабельный, аппаратуры дальней связи, ТЭЦ-9. В 60-е годы - заводы приборостроительный, электротехнический, высоковольтных изоляторов, синтетических моющих средств, полиграфический комбинат, швейная фабрика, ТЭЦ-14, предприятия пищевой промышленности. В 40-80-е годы создается множество менее крупных предприятий почти всех отраслей производства.

И сегодня в материальном производстве занято до 87% работающих. Действует около 150 предприятий преимущественно машиностроения и металлообработки, химии и нефтехимии, а также деревообрабатывающей, бумажной, полиграфической, энергетической, легкой, пищевых и других отраслей промышленности, крупные строительные тресты. Флот Камского речного пароходства, 13 железнодорожных станций и два аэропорта связывают центр Западного Урала с 64 городами и населенными пунктами России, СНГ и с некоторыми зарубежными странами.
Пермь в наше время