|
|
|
|
Германия[Me-109] [Me-262] [Fw-190] [He-100] [Ju-87 "Stuka"] [Ju-88] В 1939 году, вступая во Вторую мировую войну, Третий Рейх располагал самыми боеспособными ВВС в мире. В первые же часы войны была полностью уничтожена авиация Польши, та же участь постигла и ВВС Франции. Настоящие же сражения начались входе "Битвы за Британию" (Battle of the Britain), и до поступления на вооружение королевских ВВС истребителя Спитфайр, англичанам, в общем, нечего было противопоставить Люфтваффе. С 1942 года господство немецких пилотов стало сходить на нет. Основной штурмовик Ju-87, наводивший ужас на всю Европу своими сиренами, становился все более легкой добычей для истребителей союзников. He-111 больше не отвечал требованиям военных действий, модифицирование Bf-109 не успевало за совершенствованием истребителей СССР и Англии. Начавшееся проектирование реактивного Me-262 не успевало в установленные сроки. В добавок ко всему перечисленному, Союзники развернули крупномасштабные налеты на города и промышленные объекты Германии. Да еще главнокомандующий Люфтваффе Геринг явно не отвечал занимаемой должности, во многом именно его далекие от реальности решения приблизили крах Третьего Рейха. Руководство Люфтваффе пыталось изменить ситуацию с помощью ряда мер и полумер. Fw-190, созданный как высотный истребитель, использовался для непосредственной поддержки войск и даже для борьбы с танками. Начато производство двухмоторных истребителей, как дневных так и ночных, и даже истребителей, оснащенных радиолокаторами. Начата разработка реактивных и ракетных перехватчиков (что отняло множество ресурсов у, и без того бедствующей, фронтовой авиации). В общем Люфтваффе была одной из наиболее грозных сил Германии. Для нее характерным было большое количество асов, пилотов сбивших не один десяток самолетов противника. Как выразился один британский летчик " ...в Люфтваффе не было выходных и отпусков. Пилот попавший на фронт либо погибал либо становился асом из асов." Me-109
Первый Bf-109 сошел с конвейера в 1938 году и уже через год прошел крещение боем во время войны в Испании. В то время ни одна страна мира не имела подобного истребителя. Две эскадрильи с Bf-109B из состава легиона "Кондор", составившие 6-ю "групо" франкистской авиации, без проблем рвали на немецкие кресты :) советские И-15 и И-16. Самолет был выполнен по компоновке, ставшей классической для всех истребителей Второй мировой. Одним из его преимуществ стали широкие возможности для апгрейда, чем вскоре и воспользовалось Люфтваффе. За время войны на базе Bf-109 были созданы истребитель-бомбардировщик, ночной истребитель и истребитель палубного базирования (для так и недостроенного немецкого авианосца "Граф Цеппелин"). Мощность двигателя, вначале составлявшая 680 л.с. (мод. B), была увеличена до 2000 (мод. К), значительно увеличилась и огневая мощь. География применения действительно впечатляет: от песчаных пустынь Северной Африки до Финского перешейка. Bf-109 рассматривался как промежуточное звено до выпуска Fw-190, а так как производство последнего задерживалось, то на Восточном фронте истребителю было предписано выполнение несвойственных задач от нанесение точечных ударов, до охоты за танками. Первым серьезным противником для Bf-109 стал "Спитфайр" английских ВВС, входе "Битвы за Британию" немало немецких самолетов было сбито огнем "Громовержцев". В 44-м, когда поражение Рейха было уже делом времени, Люфтваффе попыталось создать "суперистребитель" им стал высотный Bf-109H с тремя пушками, чьей мощи хватало чтобы вынести любой четырехмоторный бомбардировщик союзников. Этот истребитель стал "рабочей лошадкой" Люфтваффе, выручавший немецкое командование даже в очень затруднительных ситуациях. Me-262
Первый в мире серийный реактивный истребитель, который мог если не повернуть ход войны, то значительно его изменить. Работы над этим уникальным самолетом начались еще в далеком 1938-м. Его особенностью стал не только реактивный двигатель, но и высокая технологичность производства, малая материалоемкость и впечатляющая огневая мощность. Во время проектирования этого истребителя немецкой промышленности пришлось решить ряд совершенно новых задач: создание реактивно двигателя, расчет аэродинамики для скоростей порядка 900 км/ч, способы применения такого оружия. Хотя первые полеты состоялись в 42-м самолет был готов к применению только к началу 44-ого. И в тот момент, когда уже первые Ме-262 поступили в боевые части, по приказанию Гитлера они были отозваны на заводы для модификации их в истребители-бомбардировщики. Это решение фактически было приговором для всей авиации Третьего Рейха. Ме-262 не был паинькой: недоработки двигателей, сложность управления, неподготовленность пилотов для полета на высоких скоростях затрудняли его использование, но достоинства с лихвой покрывали недостатки. Скорость до 900 км/ч позволяла перехватывать любые типы бомбардировщиков союзников, а 4 30-мм пушки не могли оставить ни единого шанса. Fw-190
Fw-190 создавался в качестве истребителя и перехватчика, его удел, согласно задумке, был захват и удержание господства в воздухе. Тем не менее, в ходе войны истребитель проявил удивительную гибкость применения вплоть до охоты за танками. Самолет был в некотором роде революционным: необычно большой размах крыла, выпуклый фонарь с отличным обзором, хорошая управляемость. Во время боевого крещения Fw-190 показал невероятную боеспособность на высотах более 5000 м и полное превосходство над "главным врагом ВВС Германии" "Спитфайром-V". Неудачи на Восточном фронте, быстрое устаревание Ju-87, увеличивающаяся угроза советских танков вынудило командование бросить Fw-190 непосредственно на линию фронта, так истребитель превратился истребитель-бомбардировщик. Благо все предпосылки как хорошая огневая мощь и способность нести тяжелые бомбы были заложены в конструкцию самолета еще во время проектирования. К 1942 году появилась модификация D с форсированным двигателем и измененным планером, которая послужила основой для Та-152. В признание заслуг перед компанией, этот высотный истребитель носил имя его конструктора Курта Танка. Увеличенный размах крыла и изощреный двигатель со впрыском закиси азота непосредственно в цилиндры двигателя позволял Та-152 оставаться неуязвимым на больших высотах, а мощное вооружение оставляло мало шансов для бомбардировочных эскадрилий союзников. Почти во всех случаях, когда Та-152 сталкивался с истребителем противника один-на-один, немецкие летчики выходили победителями. Единственное, что союзники могли противопоставить Та-152, была численность эскортных соединений, которые порой превосходили немецкие силы в 20 раз. He-100
До начала Второй мировой промышленность Германии не смогла сконструировать мощный достаточно надежный двигатель, в результате для достижения большей скорости немецким конструкторам приходилось пускаться на всяческие уловки. Одним из результатов подобных уловок стал He-100, построеный под девизом "скорость превыше всего". Этот истребитель не известен широкому кругу людей, так не внес значительного вклада в историю Второй мировой войны, тем не менее он заслуживает некоторого внимания, так как является продуктом весьма изощренного инженерного гения Эрнста Хейнкеля. Во имя уменьшения аэродинамического сопротивления конструкция имела очень зализанные формы. В жертву аэродинамики была даже принесена система охлаждения двигателя, радиаторы были размещены в крыльях, и если крыло повреждалось огнем противника струйка пара весело возвещала о выходе охлаждения из строя. Тем не менее это не мешало истребителю демонстрировать выдающиеся показатели. Внешне самолет был похож на "Спитфайр" королевских ВВС - та же изящность и маневренные характеристики. В 1938 Не-100 установил ряд мировых рекордов скорости. Несмотря на то, что Не-100 очень интересовались японские друзья и советские спецслужбы, Люфтваффе приняла новый самолет прохладно. Сказывалась необычная конструкция (хотя сам Хейнкель не раз доказывал ее надежность), противодействие конкурентов и недалекость Геринга. Число выпущенных самолетов ограничилось несколькими десятками, в основном они размещались на заводском аэродроме выполняя роль перехватчиков бомбардировщиков, советские летчики утверждают, что встречались с Не-100 и на Курской дуге. Ju-87 "Stuka"
Зловещая внешность этого пикирующего бомбардировщика, похожая на хищную птицу с выпущенными когтями, сирены от которых кровь стыла в жилах, бомбы летящие с поразительной точностью и мистическая неуязвимость для зенитного огня, стали символом Блицкрига. Вокруг Ju-87 до сих пор ходят весьма противоречивые мнения, и действительно этот штурмовик не имеет ничего общего с изяществом Не-100 или мощью Fw-190, более того из-за его низких характеристик до начала войны союзники не рассматривали его как серьезное оружие. Конструкция была создана еще в 33-м и имела ряд атавизмов, таких как деревянный фюзеляж и неубирающиеся шасси. Но война расставила все на свои места и недостатки обернулись достоинствами. Угловатая конструкция оказалась поразительно прочной и легкой в управлении, малая скорость давала возможность точного бомбометания, а слабое вооружение компенсировалась масштабами применения Ju-87. Это был небесный шакал, расчитанный на использование в условиях полного господства в воздухе. Разгромленная Польша и Франция - подтверждение достоинств Ju-87, воздушные битвы над Англией - подтверждение недостатков. Как только применение Ju-87 в качестве тактических бомбардировщиков осложнилось деятельностью истребителей союзников, их направили на борьбу с танками, где они проявили себя с лучшей стороны. Когда проблема советских танков приняла наиболее острый характер, конструкторы Юнкерса создали специальную противотанковую модификацию "штуки" с двумя 37-мм длинноствольными зенитными орудиями. Контейнеры с пушками так портили и без того не идеальную аэродинамику, что справится с машинами могли только действительно первоклассные пилоты. И даже к концу войны, в условиях тотального доминирования истребителей противника, Ju-87 очень часто выручали немцев. Иной раз это были единственные самолеты, которые могли оторваться от взлетной полосы аэродрома в отсутствие высокооктанового горючего для Мессеров и Фокке-Вульфов. Ju-88
В 1935 году технический департамент разослал спецификации на многоцелевой военный самолет "Мессершмитту", "Хенкелю", "Фокке-Вульфу" и "Юнкерсу". С техническим заданием справились только конструкторы "Юнкерса", сделавшие упор на новейшие научные разработки, создав двухмоторный цельнометаллический самолет с фасеточным остеклением. Первый свой полет Юнкерс совершил 13 сентября 1937 г., показав отличные результаты, через несколько месяцев опытный самолет установил несколько мировых рекордов. Первые серьезные испытания ожидали Ju-88 входе "Битвы за Британию". Несмотря на высокую скорость, позволявшую бомбардировщику уходить даже от Спитфайра, потери превышали ожидания. Для борьбы с аэростатами заграждения была разработана модификация с резаками на передней кромки крыла. Впрочем они оказались малоэффективными резаки в скором порядке начали демонтировать. К 1942г. преимущество в скорости перед истребителями союзников исчезло, что вынуждало конструкторов либо повышать мощность двигателей, либо уменьшать вес. Оригинальным решением стало создание Ju-88-S с системой впрыска закиси азота подобной системе впрыска Та-152, и позволяла увеличить мощность до 1730 л.с.. Необходимость в создании эффективных противотанковых средств встала перед немцами сразу после начала войны с СССР. Таким образом была создана модификация Ju-88-Nebelwerfer вооруженная армейскими реактивными снарядами, по неизвестной причине от этого самолета отказались в пользу Ju-88p с противотанковой пушкой. Основное противотанковое 75-мм орудие РАК-40 с мощным дульным тормозом размещалось в гондоле и выступало за пределы фюзеляжа на полтора метра. Опытные стрельбы показали, что пушка может успешно уничтожать советские танки, но ее носитель был настолько перегружен, что встреча с истребителем противника не сулила ничего хорошего. Особого упоминания заслуживает "Мистель" - связка из потрепанных Ju-88, переоборудованных в самолеты-бомбы и истребителей укрепленных сверху и управляющих связкой. С Юнкерсов снималось все оборудование и в передней части устанавливался мощный кумулятивный заряд, пробивавший 20 (двадцать!) метров бетона. "Мистель" выходил на цель, после чего истребитель отделялся от Ju-88, переходя на питание от собственных баков, а самолет-бомба в пологом пикировании летел к цели. В целом, Ju-88 показал удивительную гибкость применения, которая вовсю использовалась Люфтваффе. |
Aвтор сайта Балмышев Андрей |