Япония

[А6 "Рейзен"] [B5 "Кейт"] [D3 "Вал"] [J2 "Рейден"] [Ki-44 "Шоки"] [Ki-84 "Хаяте"]

Планы расширения зоны влияния Метрополии начали приводиться в действие в начале 30-х годов XX века. В этот период армейское командование начало проводить тотальное перевооружение, которое в первую очередь касалось военно-морского флота и авиации. В Японии (в отличие от Третьего рейха) эти два рода войск теснейшим образом были взаимосвязаны, из-за особенного развития японской палубной авиации. Первый период после вступления в войну был для Японии более чем успешным. Была захвачена огромная территория в Маньчжурии и многочисленные тихоокеанские острова. Летчики JAF, не встретившие достойного противодействия, безраздельно господствовали в воздухе Тихого океана. 7 декабря 1941 г. знаменовало появление у японцев более чем серьезного противника. В этот день самолеты авианосной группы адмирала Нагумо нанесли тяжелый удар по силам ВМФ США, через несколько дней та же участь постигла британскую эскадру адмирала Филлипса, атакованную торпедоносцами и пикирующими бомбардировщиками. Несмотря на значительные успехи, эти события стали началом заката как японской авиации, так и всей Метрополии. Через некоторое время американские линкоры отрезали японскую промышленность от, столь необходимых, авиационного топлива и дюраля. Промышленность Японии не смогла восполнять потери авиачастей, в отличие от американской, которая выпускала отличные истребители и бомбардировщики в несчитанных количествах. Агония вначале затронула авианосную и наступательную авиацию, а затем и силы ПВО, которые не уберегли 6 августа 1945 г. 200 тысяч жителей Хиросимы от одиночного бомбардировщика B-29 с атомной бомбой на борту.

А6 "Рейзен"

A6M-2: Год принятия на вооружение - 1940. Размах крыла - 12,0 м, длина - 9,06 м, высота - 3,05 м, площадь крыла - 22,44 кв.м, масса, кг - пустого самолета - 1680, - нормальная взлетная - 2410, мощность - 950 л.с., максимальная скорость - 525 км/ч, крейсерская скорость - 330 км/ч, практическая дальность - 3050 км, максимальная скороподъемность - 800 м/мин, практический потолок - 10000 м. Вооружение: 2x7,7-мм пулемета "тип 97" и 2x20-мм пушки "тип 99"

А6 "Рейзен" стал самым знаменитым самолетом ВВС Японии. До 1942 года союзник не могли ничего противопоставить высокой маневренности этого истребителя. Заказ на создание палубного истребителя поступил еще в 1937 г., спецификации оказались очень требовательными. Выполнить столь высокие запросы смогла только фирма "Мицубиши", представившая в марте 1939 свой первый опытный образец. Ничего подобного воздушный флот Японии ранее не имел, потому была заказана сразу крупная партия. Крещение боем "Зеро" прошли в Китае, где японские летчики рапортовали о 100 сбитых самолетах противника. Самой яркой страницей в истории А6 стал налет на Перл-Харбор, в результате которого ВМФ США понесли тяжелые потери (хотя эта версия оспаривается). Связав боем те малочисленные американские истребители, которые успели оторваться от взлетной полосы, А6 дали свободу деятельности японским пикирующим бомбардировщикам и торпедоносцам. Эйфория продолжалась недолго, японцы выиграли бой, но уже проигрывали войну. Поражение в Коралловом море отразилась и на воевавших "Зеро". Все чаще им приходилось держать оборону в условиях все возрастающих потерь. Американская машина военной промышленности работала в полную силу, производя мощные "Лайтнинги" и "Хэллкеты" тысячами. В это время и стали проявляться недостатки А6, ранее остававшиеся незаметными: малая живучесть и скорость пикирования. Переход на более совершенные истребители все откладывался. Это привело к тому, что А6, более не справлявшийся со своими задачами, пришлось модернизировать. Но увеличенная мощность мотора, модифицированное крыло и бронезащита пилота уже ничего не могли изменить.

B5 "Кейт"

B5N2: Год принятия на вооружение - 1940. Размах крыла - 15,5 м, длина - 10,2 м, высота - 3,7 м, площадь крыла - 37,7 кв.м, масса, кг - пустого самолета - 2280, - нормальная взлетная - 3800, мощность - 1000 л.с., максимальная скорость - 378 км/ч, крейсерская скорость - 255 км/ч, практическая дальность - 1990 км, максимальная скороподъемность - 395 м/мин, практический потолок - 8620 м. Вооружение: 1x7,7-мм пулемет "тип 92" 800 кг бомб или торпеда.

Характерным для Японии, как и для любого другого островного государства было особо пристальное внимание к военно-морскому флоту. Большинство принятых на вооружение японских самолетов было так или иначе ориентировано на ведение борьбы с плавсредствами противника. Основной единицей противокорабельной авиации стал морской палубный бомбардировщик-торпедоносец "тип 97" "модель 12" - Hакадзима B5N2. Спроектированный еще в 1936 году воплотил все современные достижения в области авиастроения. До конца войны B5N2 оставался лучшим торпедоносцем на Тихоокеанском театре. На вооружении этого замечательного самолета состояла не менее замечательная 800-кг торпеда (обр. 1931), способная пробивать броню линейных кораблей. Вместо торпеды можно было подвешивать 800-кг бомбу или 3 250-кг. Заднюю полусферу защищал 7,7-мм пулемет.

B5n2 участвовал во всех боях, где применялись авианосцы. С 1944 его стали заменять более совершенные B6N "Тензан". Списанные самолеты использовались как и охотники на подводные лодки (оборудованные сонарами и магнитометрами) и учебные.

D3 "Вал"

Год принятия на вооружение - 1939. Размах крыла - 14,365 м, длина - 10,195 м, высота - 3,85 м, площадь крыла - 34,9 кв.м, масса, кг - пустого самолета - 2570, - нормальная взлетная - 3800, мощность - 1300 л.с., максимальная скорость - 430 км/ч, крейсерская скорость - 295 км/ч, практическая дальность - 1350 км, максимальная скороподъемность - 520 м/мин, практический потолок - 10500 м. Вооружение: 2х7.7-мм пулемета "тип 97", 1x7.7-мм пулемет 1x250кг и 2x60кг бомбы.

Основной пикирующий бомбардировщик Японии был очень схож с его широкоизвестным немецким собратом Ju-87. Оба самолета имели неубирающееся шасси, похожие тормозные щитки, подфюзеляжная бомба на качалке и одинаково смертельная точность бомбометания. D3A был создан в рамках программы полного обновления военно-морских сил и авиации Японии. Самолет получился прочным и маневренным, что позволяло на первых порах уходить от истребителей противника, после сброса бомб. Точность бомбометания позволяла уничтожать малоразмерные цели. Это почувствовали на себе американские авианосцы "Хорнет" и "Энтерпрайз". D3A использовался в смешанных эскадрильях с торпедоносцами B5N. Особо отличились эти бомбардировщики при налете на Перл-Харбор, во время войны на Тихом океане они участвовал во всех крупных операциях, нанося серьезные потери флоту Союзников. Несмотря на все свои преимущества "Вэл"ы несли серъезные потери, как от американских истребителей, так и от нехватки горючего. С 1942г. D3A1 стали менять на D3A2 с мощной моторной установкой (1300 л.с.). К концу войны конструкцию этого пикирующего бомбардировщика вновь пришлось пересмотреть: тотальная нехватка дюраля заставила авиаконструкторов перейти на древесину. Был также разработан D3Y2-К "специальный штуpмовик Мейо-Каи" для летчиков-смертников с 800-кг бомбой и отстреливающимися стойками шасси; взлетевший камикадзе уже не должен был приземлиться.

J2 "Рейден"

Год принятия на вооружение - 1942. Размах крыла - 10,80 м, длина - 9,95 м, высота - 3,95 м, площадь крыла - 20,05 кв.м, масса, кг - пустого самолета - 2460, - нормальная взлетная - 3435, мощность - 1800 л.с., максимальная скорость - 580 км/ч, крейсерская скорость - 350 км/ч, практическая дальность - 1900 км, максимальная скороподъемность - 967 м/мин, практический потолок - 11700 м. Вооружение: 2x20-мм пушки "тип 99 модель 2" и 2x20-мм крыльевые пушки, 2x60-кг бомбы.

С середины 30-х годов Япония проводила планомерную реформу свой армии. В 1939 году была издана спецификация на принципиально новый для японских ВВС перехватчик, которые никогда ранее не состояли на вооружении JAF. Перехватчик получил мощный, даже по американским меркам (1800 л.с), мотор и неслабое вооружение. Проблемы начались на первых же испытаниях: как и на большинстве японских самолетов барахлила гидравлика, аэродинамика была плохой из-за большого двигателя, а низкий фонарь нарушал обзор. После серьезных доработок "Рэйден" все же пошел в массовое производство, но проблемы продолжали возникать и в войсковых частях. На базе J2M2 был выпущен высотный перехватчик J2M4, оснащенный турбокомпрессором, который, впрочем, тоже особой надежностью не отличался, но позволял настигать американские "Суперкрепости" B-29, чем пилоты "Рэйденов" и занимались до конца войны. До 1945 года было спроектировано огромное количество модификаций J2M из которых только единицы были воплощены в металле.

Ki-44 "Шоки"

Год принятия на вооружение - 1941. Размах крыла - 9,54 м, длина - 8,79 м, высота - 3,25 м, площадь крыла - 15,0 кв.м, масса, кг, - пустого самолета - 2106, - нормальная взлетная - 2764, мощность - 1520 л.с., максимальная скорость - 605 км/ч практическая дальность - 1700 км, максимальная скороподъемность - 1170 м/мин, практический потолок - 11000 м. Вооружение: 2х12.7-мм пулемета "тип 1" и 2х7.7-мм пулемета.

До вступления в войну Соединенных Штатов, на Тихом океане не было достойного противника Японии, войска которой доминировала и на море и в воздухе. Тем не менее, предвидя встречу с более серьезным противником, командование воздушного флота Метрополии объявило конкурс на перехватчик с отличными на тот момент характеристиками. После долгих бессонных ночей у чертежной доски конструкторы фирмы Nakajima, смогли воплотить спецификации в действующую модель. Самолет получил мощный 1250 л.с. двигатель (к концу войны появилась модификация и с 2000 л.с. двигателем), небольшое, всего 15 кв.м., крыло и фонарь с отличным обзором в полете и очень плохим на земле. Вследствие столь нестандартной компоновки переход на новые машины в армии происходил со значительными сложностями. 4 пулемета, вначале вполне удовлетворявшие ВВС, к началу массовых налетов американских бомбардировщиков оказались бесполезными. На перехватчик были установлены 20-мм, затем 37-мм и даже 40-мм орудия. К концу войны производство Ki-44 было остановлено их заменяли новыми Ki-84. Но перехватчики продолжал служить переведенные под командование ПВО, где защищали японские города от "Крепостей" и "Суперкрепостей" USAAF. Из оставшихся Ki-44 был сформировано подразделение "Синтен", состоявшее из летчиков-смертников, в обязанности которых входило таранить бомбардировщики Союзников.

Ki-84 "Хаяте"

Ki-84-I: Год принятия на вооружение - 1944, размах крыла - 11,30 м, длина - 9,85 м, высота - 3,38 м, площадь крыла - 21,02 кв.м, масса, кг - пустого самолета - 2700, - нормальная взлетная - 3600, мощность - 1970 л.с., максимальная скорость - 687 км/ч, практическая дальность - 2970 км, боевая дальность - 1255 км, макс. скороподъемность - 1300 м/мин, практический потолок - 11580 м. Вооружение: 2х20-мм пушки, 2х12.7-мм пулемета, 2х200-кг бомбы.

К 1944 году Союзники полностью завладели инициативой в воздухе. Ни один японский самолет более не отвечал современным требованиям воздушного боя. Потребность в замене основного истребителя становилась все более насущной. В конце 1943 года в условиях строжайшей секретности взлетел новый истребитель, созданный фирмой "Nakajima". Это был Ki-84, надежда JAF, призванный стать основным истребителем-перехватчиком воздушного флота Метрополии. Самолет действительно получился из ряда вон выходящий (по японским меркам). Впервые на японском самолете предполагалась серьезная защита пилота, состоящая из бронестекла, бронекресла и протектированных топливных баков. Самолет сразу заслужил большую популярность у летчиков, хотя проблемы с самолетом стали возникать еще во первых боев. Низкая культура прозводства японских рабочих, приводила к серьезным дефектам конструкции, которые приводили к гибели и без того сильно потрепанного авиационного персонала. Разработки, направленные на упрощение технологического процесса никаких результатов не принесли. Критическая нехватка алюминия привела к переходу на древесину при изготовлении истребителя. До конца войны было спроектировано несколько модификаций Ki-84: высотный перехватчик, двухместный учебный самолет; большинство из них так и не было изготовлено.

Aвтор сайта Балмышев Андрей