|
|
|
|
США[F4U "Корсар"] [F6F "Хеллкэт"] [P-38 "Лайтнинг"] [P-39 "Аэрокобра"] [P-47 "Тандерболт"] [P-51 "Мустанг"] Военная авиация в Америке развивалась несколько другими путями, чем в Европе. Географическое положение способствовало развитию авианосного флота и палубных самолетов. С технической точки зрения американские самолеты тоже выделялись на фоне европейских: им были присущи необычная компоновка фюзеляжа (P-38, P-39), мощные радиальные двигатели и преобладание пулеметного вооружения. В целом скорость и дальность преобладали над маневренностью и легкостью. Это объяснялось их основной задачей - сопровождением дальних бомбардировщиков. Для американской военной авиации война началась с нападения на Перл-Харбор, когда десятки истребителей USAAF были уничтожены еще не оторвавшись от взлетной полосы. Дальнейшее развитие событий также не было вдохновляющим. Встреча с японскими A6M зачастую оказывалась для американских пилотов последней. Паритет установился только с появление высокоманевренных P-38 и F4U. Конец Второй мировой положил американские B-29 сбросившие атомные бомбы на города Хиросима и Нагасаки. F4U "Корсар"
По скромному мнению автора, лучший палубный истребитель USAAF в годы Второй мировой был создан известной авиапромышленной компанией "Vought" в начале 1941 года. Особую известность этому неординарному самолету принесли воздушные бои с японскими "Зеро" и "Хаяте" над Тихим океаном. Отличительной чертой конструкции является крыло с V-образным изломом, т.н. "обратная чайка". В излом крыла убирались стойки основного шасси, что позволяло делать их относительно короткими. Первые эксперименты с использованием F4U оказались неудачными, самолет уже зарекомендовавший себя в боях над Западной Европой, оказался непригоден для взлета и посадки с коротких палуб авианосцев. В конструкцию были внесены значительные изменения: заменено шасси и поднята пилотская кабина, модификация получила маркировку F4U-1A. Об эффективности самолета говорит то, что выпуск его был прекращен только в "реактивном" 1952 г. F6F "Хеллкэт"
A6 "Зеро" оказались неприятной неожиданностью для USAAF и стал причиной незамедлительного перевооружения всей палубной авиации США. F6 призван был заменить морально устаревшие F4 и стать основной ударной силой авианосцев в Тихом океане. Прототип самолета был оснащен в начале 1700 л.с., а через месяц - 2000 л.с. двигателем. Вступление в войну этих истребителей совпало с вводом новых авианосцев класса "Эссекс" и "Индепенденс", что значительно сократило отставание американцев. Их пилоты сообщали о 4947 сбитых F6 японских самолетов, 19 июня 1944 в ходе битвы за Филиппины "Хеллкэты" сбили более 160 самолетов авиации Метрополии. Истребитель имел высокую скорость и скороподъемность, неплохую маневренность для такой тяжелой конструкции. Благодаря низкому расположению крыла и выпуклому фонарю, летчик имел отличный обзор. Из-за отсутствия пушечного вооружения пилот не мог вступать в бой на дальних дистанциях и бороться с наземными целями. В последствие на "Хеллкэт" были установлены пилоны для подвески 5-дюймовых реактивных снарядов или 800 кг. бомб. Всего было выпущено 4423 истребителя, 930 из них было передано ВСС Великобритании. P-38 "Лайтнинг"
Необычная конструкция этого самолета обусловлена спецификацией P-38, которую сложно было исполнить другими инженерными путями. Этот истребитель был призван сопровождать дальние бомбардировщики и вести эффективный маневренный бой с перехватчиками противника. Для достижения такой нелегкой задачи было установлено два двигателя, чьи гондолы плавно переходили в продольные хвостовые балки. Это разгрузило носовую часть и позволило установить там целую батарею из пушек и пулеметов. Несомненно, P-38 стал одним из лучших истребителей мира периода Второй мировой. Интересен тот факт, что именно "Лайтнинг" сбил Mitsubishi G4M адмирала Исороку Ямомото, обезглавив флот Метрополии. И именно на P-38 ушел в свой последний полет Антуан Экзюпери. Было выпущено более 10000 истребителей "Лайтнинг" в разных модификациях. Они выполняли роль и штурмовиков, и торпедоносцев, и разведчиков с одинаковым успехом. P-39 "Аэрокобра"
Самолет был спроектирован в ответ на яркое появление в небе Испании Ме-109. Лоренс Белл - главный конструктор "Аэрокобры" - отбросив все традиции авиастроения, сделал все чтобы создать эффективный истребитель. Двигатель находился за кабиной летчика, привод к винту был осуществлен через трехметровый вал под полом кабины. Воздухозаборник находился за фонарем и имел специальную регулируемую заслонку. В связи с установкой двигателя у центра тяжести, уменьшался момент инерции, но самолет было был необычен в освоении для среднестатистического пилота. Шасси имело переднюю стойку, что не было реализовано ни на одном самолете такого класса. Такая необычная схема имела недостаток в виде возможности капотирования при посадке. Вооружение состояло из 37-мм или 20-мм пушки и различного комплекта пулеметов. "Аэрокуда" продавалась в Великобританию, СССР и страны Азии. Не везде этот самолет летчики встречали с радостью. Истребитель имел слабый двигатель, малую скорость и скороподъемность. В СССР "Аэрокуду" использовали как эскорт для низковысотных Ил-2. Именно на P-39 пролетал большую часть войны Покрышкин сбив 48 самолетов, что заставляет не поверить принебрежительным отзывам о Р-39 в советской печати. Для дальнейших закупок советское командование потребовало от производителя переделать некоторые элементы конструкции и вооружение. Всего было выпущено более 9,5 тыс. самолетов из них 5 тысяч было передано СССР по ленд-лизу. P-47 "Тандерболт"
Тяжелейшие потери стратегической авиации Союзников в небе Германии явились причиной создания тяжелого истребителя сопровождения P-47. Самолет имел очень мощный двигатель Пратт-Уитни с оригинальным турбокомпрессором расположенным в хвосте. Воздуховоды проходили по всей длине фюзеляжа через целую систему радиаторов и теплообменников. Это решало проблему охлаждения выхлопных газов и подогрева воздуха, поступающего в двигатель, но увеличивало, и без того немалое, сечение фюзеляжа. С целью сохранить хоть какое-то подобие аэродинамики, был пересмотрен фонарь, который был одним из лучших в USAAF, и уменьшена площадь крыла. Благодаря такой конструкции самолет мог достигать скорости, значительно большие чем бомбардировщики, которые P-47 сопровождал. При этом двигатель потреблял горючее количествами немерянными, что вынудило подвешивать дополнительные топливные баки. Существуют непроверенные свидетельства американских летчиков, о достижении P-47 в пикировании скорости 1160, 1250 и даже 1350 км/ч, но к подобным цифрам следует относиться скептично. Вооружение из 8 12,7-мм пулеметов Браунинга было несомненно веским аргументом в воздушном бою, но... Как сказал известный советский летчик-испытатель М. Галлай: "Устойчивый, удобный, с разумно скомпонованной просторной кабиной, но - не истребитель". Масса в 9 тонн и небольшое крыло не позволяло вести маневренный бой с Bf-109 и Fw-190. С открытием второго фронта "Тандерболты" переведены в штурмовики, где достигли значительных успехов. Пулеметы не позволяли уничтожать бронированные цели и были дополнены реактивными снарядами и бомбами. А высокая живучесть нередко спасала жизнь пилотов от огня с земли. Побывали P-47 и в СССР, где себя не проявили. В честь P-47 был назван известный американский реактивный штурмовик A-10 "Тандерболт II". P-51 "Мустанг"
Гордость американских ВВС P-51 "Мустанг" был спроектирован и построен за 100 дней. Первый набросок истребителя был создан в 1938 году известным авиаконструктором Дж. Кинделбергером после его турне по авиастроительным предприятиям Западной Европы. Однако воплотиться в металл "Мустангу" было суждено только в конце 1942 г. Долго шли эксперименты с моторной установкой, и только установка легендарного Rolls-Royce Merlin, открыла P-51 дорогу в будущее. Двигатель имел 12 рядных цилиндров с жидкостным охлаждением, автоматический турбокомпрессор и развивал до 1400 л.с. в режиме взлета. Конструкция на протяжении всего периода производства изменялась незначительно. Самолет имел большое преимущество в скорости, модификация Н развивала скорость в 783 км/ч. Вооружение истребителя состояло из 4 или 6 крупнокалиберных пулеметов, на последних моделях появилась возможность подвески топливных баков и реактивных снарядов калибра 127-мм. Однако такой известный самолет не был лишен серьезных недостатков. Самолет получился тяжеловатым, неудачная конструкция фонаря сильно утомляла летчика, а любая шальная пуля могла вывести двигатель из строя. После войны Р-51 состоял на вооружении ВВС Британии, Австралии, Канады, Голландии, Китая, Индонезии, Швеции и Израиля. |
Aвтор сайта Балмышев Андрей |