|
|
|
|
СССР[МиГ-3] [Як-1] [Як-7] [Як-9] [Ил-2] [Ла-5] Развитие советской авиации в предвоенные годы говорит в пользу версии В. Суворова, о подготовки СССР к вторжению в Западную Европу. Основу авиации составляли легкие ударные самолеты, а большинство истребителей имело возможность подвески ракетно-бомбового вооружения. Утром 22 июня 1941 года не одна тысяча советских самолетов горела на аэродромах так и не успев оторваться от взлетной полосы. Последующие несколько месяцев были настоящим кошмаром для советских летчиков, не обученных ведению оборонительных боев. Особенно сложным заданием была оборона Москвы зимой 1941/42 г., которое было выполнено ценой невероятных усилий и потерь. Только с развертыванием авиазаводов на Урале, ВВС стали получать необходимые самолеты. Паритет с немецкой авиацией был достигнут лишь в 1943, когда последняя была совсем измотана оборонительными боями над Германией и тотальной нехваткой топлива. Печальной особенностью всех советских самолетов стало низкое качество изготовления и многочисленные мелкие дефекты, допущенные на производстве. В отличие от Великобритании и США, в Советском Союзе так и не была создана достойная стратегическая авиация дальнего действия. МиГ-3
В конце 30-х годов в ВВС СССР образовалась брешь в виде отсутствия истребителя способного вести эффективный бой на больших высотах. Заполнить эту брешь должен был, созданный в 1940 году на базе МиГ-1, истребитель МиГ-3. Самолет получил высотный двигатель АМ-35А мощностью 1350 л.с. протектированную топливную систему и бронезащиту пилота. Вооружение было слабым уже на момент создания, а возможность его модернизация была ограничена конструкцией моторамы. Вызывает недоумение возможность подвески двух бомб ФАБ-100 и даже 6 реактивных снарядов на этот высотный истребитель, видимо советское командование имело на МиГ-3 не только "истребительные" планы (читайте В.Суворова). Отлично себя проявили МиГ-3 при обороне Москвы в 1941 году, сказывался высокий потолок и хорошая скорость на больших высотах. За годы войны было выпущено свыше 3 тысяч МиГ-3. Як-1
Отличительной чертой всех поршневых истребителей созданных КБ Яковлева был малый вес конструкции. Эта традиция началась с Як-1 - истребителя созданного на основе И-26 в конце 30-х годов. Як-1 имел смешанную конструкцию весом всего в 2347 кг. Вооружение состояло из 20-мм пушки и 2 пулеметов, что на тот период было стандартом для такого класса самолетов. Видимо характеристики Як-1 не устраивали советское командование, в результате чего вскоре были спроектированы две известные модификации Як-1М и Як-1Б. В основе создания Як-1М, более известного как Як-3, лежало максимальное уменьшение веса и улучшение аэродинамики. В сравнении с Як-1 у Як-3 была уменьшено крыло и запас топлива, переделана гидравлика шасси, изменен радиатор. Самолет отличала замечательная отделка поверхности (что было редкостью даже для послевоенной советской авиапромышленности) с целью снижения аэродинамического сопротивления. В октябре 1943 г. этот самолет успешно прошел государственные испытания и с этого времени в войсках стал заменять уже устаревший Як-1. Як-1Б был спроектированный как истребитель-перехватчик с этой целью у самолета была изменена хвостовая часть фюзеляжа, фонарь и начинка кабина, 2 7,62-мм пулемета были заменены на 12,7-мм УБС, увеличен боезапас. С 1943 г. Як-1Б заменили Як-1 во всех авиачастях. Было выпущено 4188 самолет этой модификации. Як-7
Як-7УТИ был принят на вооружение в 1940 году как учебно-тренировочный истребитель. Он имел два места для пилотов, расположенных тандемом, и имеющих двойное управление. Самолет имел высокие летные характеристики, в результате чего в 1942 году была создана его боевая модификация. Як-7 имел тот же фонарь, что и у предшественника, но экипаж состоял из одного пилота, на месте второго сиденья мог быть установлен дополнительный 100 литровый топливный бак, либо кресло для перевозки техперсонала. Як-7 был выпущен в небольшом количестве, после чего его стали заменять более известный Як-7Б. На этой модификации был установлен новый двигатель ВК-105ПФ в 1180 л.с., пулеметы ШВАК заменены на УБС, установлено новое электромеханическое и навигационное оборудование. Як -7Б выпускался до 1944 г. и нес службу в основном в силах ПВО. По личному указанию друга всех авиастроителей товарища Сталина (читайте А.Яковлев "Цель жизни"), усмотревшего нехватку истребителей дальнего действия, была создана модификация Як-7ДИ, позже принятая на вооружение как Як-9. В небольших количествах советская промышленность выпускала модификацию Як-7-37 с 37-мм пушкой, этот истребитель с успехом применялся против немецких бомбардировщиков. Як-9
Созданный на основе Як-7, истребитель Як-9 был самым многочисленным самолетом СССР в годы Второй мировой, в период с октября 1942 г. по декабрь 1948 г. было построено 16769 этих самолетов в 22 модификациях. С виду Як-9 был очень плохо на предшественника, но был значительно более совершенным. Конструктивной особенностью Як-9 стали широкие возможности для модифицирования, на его базе были созданы бомбардировщик, истребитель сопровождения, разведчик, тяжелый пушечный истребитель, пассажирский самолет особого назначения и многие другие. Самолет был исключительно эффективным, но имел и недостатки в виде очень низкой культуры производства на советских авиазаводах. Отличительной особенностью Як-9ДД было превращение конструкции в летающий топливный бак, этот модификация использовалась для сопровождения дальних бомбардировщиков Ту-2. Однако при встрече с немецкими истребителями шансов защитить вверенные бомбардировщики было немного. Пилоты противника имели практически 100% шанс попасть в бензобак Як-9ДД, а перегруженность топливом не позволяла советским пилотам успешно маневрировать. Як-9Б был призван нести службу фронтового бомбардировщика. Заднее часть кабины перестраивалась в бомбоотсек, где размещались 4 бомбы ФАБ-100, либо 4 противотанковые кассеты, стрелковое вооружение было то же, что и на базовой модели. Так самолет мог использоваться и как истребитель и как бомбардировщик, без внесения изменений в конструкцию. Однако эффективность в качестве бомбардировщика ограничивалась перегруженностью бомбами и отсутствие нормального прицела для бомбометания. Пользуясь опытом постройки Як-7-37, ОКБ Яковлева создало Як-9Т (танковый) с установленной в развале цилиндров 37-мм пушкой. Орудие имело неслабую массу и размеры, а возросшая огневая мощь компенсировалось сильной отдачей, потребовавшей усиления моторамы. Стрельба из этой пушки велась очень короткими очередями, иначе отдача сбивала самолет с курса. Тем не менее, на этом конструкторы не остановились и заменили пушку на 45-мм НС-45. Применение этого орудия было ограничено одиночными выстрелами на скоростях близких к максимальным. Огневая мощь пушки была впечатляющей, как, впрочем, и отдача. В качестве эксперимента, Як-9 был оборудован и 57-мм пушкой, неавиационных габаритов. Об эффективности применения этой конструкции советская печать деликатно умалчивает. Ла-5
С началом войны стало понятно, что основной истребитель ВВС РККА ЛаГГ-3 не способен вести эффективную борьбу с немецкими Me-109. В срочном порядке КБ Лавочкина занялось перепроектирование ЛаГГ-3 под мощный звездообразный двигатель АШ-82. Была переделана обшивка, вооружение усилено за счет установки двух 20-мм пушек. Самолет пошел в производство под названием Ла-5. В первых же боях над Сталинградом он показал отличные летные показатели, но мощный двигатель часто перегревался, температура в кабине достигала 60 °С, а низкое качество исполнения значительно уменьшало технические характеристики. В начале 1943 году на Ла-5 был установлен более совершенный двигатель М-82Ф, был изменен фонарь и установлены бронестекла, модификация получила наименование Ла-5Ф. Широкий звездообразный двигатель надежно защищал пилота от огня с передней полусферы, и летчики охотно шли в лобовую атаку. А в апреле 1943 года появился вариант с двигателем М-82ФН с непосредственным впрыском в цилиндры мощностью 1850 л.с., улучшенной теплозащитой кабины и доработанной аэродинамикой под маркировкой Ла-5ФН. Эта модификация стала самым грозным истребителем СССР во Второй мировой, была она и энтузиазмом воспринята отечественными летчиками из-за высокой живучести и нормальной температуры в кабине. Ил-2
Уникальный штурмовик, аналогов которого в годы войны создано не было. В конце 30-х генеральным штабом армии было определено требование на создания тяжелого бронированного штурмовика для непосредственной поддержки войск и нанесения точечных ударов по ближним тылам противника. Создание такого самолета стало возможно лишь с открытием двояковыпуклой брони из легких сплавов. Такая броня использовалась как рабочая обшивка самолета и покрывала весь самолет за исключением хвостовой части и консолей крыла. В авиачастях из-за отсутствия особого инструмента невозможно было производить ремонт и доводку броневых пластин. Для 990 кг брони был установлен двигатель жидкостного охлаждения АМ-35. От производства двухместного Ил-2 до войны отказались в пользу одноместного, что привело к неоправданно большим потерям Ил-2 от огня немецких истребителей. С 1942 года по требованию летчиков промышленность вернулась к двухместному варианту с пулеметом УБС в задней части кабины и улучшенным наступательным вооружением. Необходимость борьбы с тяжелыми немецкими танками привела к установке пушек НС-ОКБ-16 калибра 37-мм и противотанковых кассет с кумулятивными бомбами. В 1944 броня была установлена на все части самолета, сделав его самым защищенным самолетом во Второй мировой. |
Aвтор сайта Балмышев Андрей |