СССР

[МиГ-3] [Як-1] [Як-7] [Як-9] [Ил-2] [Ла-5]

Развитие советской авиации в предвоенные годы говорит в пользу версии В. Суворова, о подготовки СССР к вторжению в Западную Европу. Основу авиации составляли легкие ударные самолеты, а большинство истребителей имело возможность подвески ракетно-бомбового вооружения. Утром 22 июня 1941 года не одна тысяча советских самолетов горела на аэродромах так и не успев оторваться от взлетной полосы. Последующие несколько месяцев были настоящим кошмаром для советских летчиков, не обученных ведению оборонительных боев. Особенно сложным заданием была оборона Москвы зимой 1941/42 г., которое было выполнено ценой невероятных усилий и потерь. Только с развертыванием авиазаводов на Урале, ВВС стали получать необходимые самолеты. Паритет с немецкой авиацией был достигнут лишь в 1943, когда последняя была совсем измотана оборонительными боями над Германией и тотальной нехваткой топлива. Печальной особенностью всех советских самолетов стало низкое качество изготовления и многочисленные мелкие дефекты, допущенные на производстве. В отличие от Великобритании и США, в Советском Союзе так и не была создана достойная стратегическая авиация дальнего действия.

МиГ-3

Год принятия на вооружение - 1940. Размах крыла - 10,02 м, длина - 8,25 м, высота - 3,5 м, площадь крыла - 17,44 кв.м, масса, кг - пустого самолета - 2595, - взлетная - 3350, мощность - 1350 л.с., максимальная скорость, км/ч - у земли - 547, - на высоте - 592, практическая дальность - 576 км, максимальная скороподъемность - 943 м/мин, практический потолок - 12000 м. Вооружение: 1х12.7-мм пулемет УБС, 2х7.62-мм пулемета ШКАС, 6х57-мм РС-82 или 2х100 кг бомбы ФАБ-100 или ФАБ-50.

В конце 30-х годов в ВВС СССР образовалась брешь в виде отсутствия истребителя способного вести эффективный бой на больших высотах. Заполнить эту брешь должен был, созданный в 1940 году на базе МиГ-1, истребитель МиГ-3. Самолет получил высотный двигатель АМ-35А мощностью 1350 л.с. протектированную топливную систему и бронезащиту пилота. Вооружение было слабым уже на момент создания, а возможность его модернизация была ограничена конструкцией моторамы. Вызывает недоумение возможность подвески двух бомб ФАБ-100 и даже 6 реактивных снарядов на этот высотный истребитель, видимо советское командование имело на МиГ-3 не только "истребительные" планы (читайте В.Суворова). Отлично себя проявили МиГ-3 при обороне Москвы в 1941 году, сказывался высокий потолок и хорошая скорость на больших высотах. За годы войны было выпущено свыше 3 тысяч МиГ-3.

Як-1

Як-1: Год принятия на вооружение - 1940. Размах крыла - 10,0 м, длина - 8,48 м, высота - 1,70 м, площадь крыла - 17,15 кв.м, масса, кг - пустого самолета - 2410, - нормальная взлетная - 2700, мощность - 1180 л.с., максимальная скорость, км/ч - у земли - 531, - на высоте - 592, практическая дальность - 850 км, максимальная скороподъемность - 926 м/мин, практический потолок - 10000 м. Вооружение: 12.7-мм пулемет УБС или 20-мм пушка ШВАК, 2 7.62-мм пулемета ШКАС, 200 кг бомб.

Отличительной чертой всех поршневых истребителей созданных КБ Яковлева был малый вес конструкции. Эта традиция началась с Як-1 - истребителя созданного на основе И-26 в конце 30-х годов. Як-1 имел смешанную конструкцию весом всего в 2347 кг. Вооружение состояло из 20-мм пушки и 2 пулеметов, что на тот период было стандартом для такого класса самолетов. Видимо характеристики Як-1 не устраивали советское командование, в результате чего вскоре были спроектированы две известные модификации Як-1М и Як-1Б.

В основе создания Як-1М, более известного как Як-3, лежало максимальное уменьшение веса и улучшение аэродинамики. В сравнении с Як-1 у Як-3 была уменьшено крыло и запас топлива, переделана гидравлика шасси, изменен радиатор. Самолет отличала замечательная отделка поверхности (что было редкостью даже для послевоенной советской авиапромышленности) с целью снижения аэродинамического сопротивления. В октябре 1943 г. этот самолет успешно прошел государственные испытания и с этого времени в войсках стал заменять уже устаревший Як-1.

Як-1Б был спроектированный как истребитель-перехватчик с этой целью у самолета была изменена хвостовая часть фюзеляжа, фонарь и начинка кабина, 2 7,62-мм пулемета были заменены на 12,7-мм УБС, увеличен боезапас. С 1943 г. Як-1Б заменили Як-1 во всех авиачастях. Было выпущено 4188 самолет этой модификации.

Як-7

Год принятия на вооружение - 1941. Размах крыла - 9,74 м, длина - 8,37 м, высота - 2,75 м, площадь крыла - 17,15 кв.м, масса, кг - пустого самолета - 2480, - нормальная взлетная - 3370, мощность - 1330 л.с., максимальная скорость, км/ч - у земли - 515, - на высоте - 615, практическая дальность - 825 км, практический потолок - 10200 м. Вооружение: 20-мм пушка ШВАК или 37-мм пушка МПШ-37, 2х12.7-мм пулемета УБС, до 200 кг бомб.

Як-7УТИ был принят на вооружение в 1940 году как учебно-тренировочный истребитель. Он имел два места для пилотов, расположенных тандемом, и имеющих двойное управление. Самолет имел высокие летные характеристики, в результате чего в 1942 году была создана его боевая модификация. Як-7 имел тот же фонарь, что и у предшественника, но экипаж состоял из одного пилота, на месте второго сиденья мог быть установлен дополнительный 100 литровый топливный бак, либо кресло для перевозки техперсонала. Як-7 был выпущен в небольшом количестве, после чего его стали заменять более известный Як-7Б. На этой модификации был установлен новый двигатель ВК-105ПФ в 1180 л.с., пулеметы ШВАК заменены на УБС, установлено новое электромеханическое и навигационное оборудование. Як -7Б выпускался до 1944 г. и нес службу в основном в силах ПВО. По личному указанию друга всех авиастроителей товарища Сталина (читайте А.Яковлев "Цель жизни"), усмотревшего нехватку истребителей дальнего действия, была создана модификация Як-7ДИ, позже принятая на вооружение как Як-9. В небольших количествах советская промышленность выпускала модификацию Як-7-37 с 37-мм пушкой, этот истребитель с успехом применялся против немецких бомбардировщиков.

Як-9

Як-9Д: Год принятия на вооружение - 1942. Размах крыла - 9,74 м, длина - 8,55 м, высота - 3,00 м, площадь крыла - 17,15 кв.м, масса, кг - пустого самолета - 2770, - нормальная взлетная - 3080, мощность - 1360 л.с., максимальная скорость , км/ч - у земли - 540, - на высоте - 602, практическая дальность - 1410 км, максимальная скороподъемность - 1020 м/мин, практический потолок - 10600 м. Вооружение: 20-мм пушка ШВАК, 12.7-мм пулемет УБС.

Созданный на основе Як-7, истребитель Як-9 был самым многочисленным самолетом СССР в годы Второй мировой, в период с октября 1942 г. по декабрь 1948 г. было построено 16769 этих самолетов в 22 модификациях. С виду Як-9 был очень плохо на предшественника, но был значительно более совершенным. Конструктивной особенностью Як-9 стали широкие возможности для модифицирования, на его базе были созданы бомбардировщик, истребитель сопровождения, разведчик, тяжелый пушечный истребитель, пассажирский самолет особого назначения и многие другие. Самолет был исключительно эффективным, но имел и недостатки в виде очень низкой культуры производства на советских авиазаводах.

Отличительной особенностью Як-9ДД было превращение конструкции в летающий топливный бак, этот модификация использовалась для сопровождения дальних бомбардировщиков Ту-2. Однако при встрече с немецкими истребителями шансов защитить вверенные бомбардировщики было немного. Пилоты противника имели практически 100% шанс попасть в бензобак Як-9ДД, а перегруженность топливом не позволяла советским пилотам успешно маневрировать.

Як-9Б был призван нести службу фронтового бомбардировщика. Заднее часть кабины перестраивалась в бомбоотсек, где размещались 4 бомбы ФАБ-100, либо 4 противотанковые кассеты, стрелковое вооружение было то же, что и на базовой модели. Так самолет мог использоваться и как истребитель и как бомбардировщик, без внесения изменений в конструкцию. Однако эффективность в качестве бомбардировщика ограничивалась перегруженностью бомбами и отсутствие нормального прицела для бомбометания.

Пользуясь опытом постройки Як-7-37, ОКБ Яковлева создало Як-9Т (танковый) с установленной в развале цилиндров 37-мм пушкой. Орудие имело неслабую массу и размеры, а возросшая огневая мощь компенсировалось сильной отдачей, потребовавшей усиления моторамы. Стрельба из этой пушки велась очень короткими очередями, иначе отдача сбивала самолет с курса. Тем не менее, на этом конструкторы не остановились и заменили пушку на 45-мм НС-45. Применение этого орудия было ограничено одиночными выстрелами на скоростях близких к максимальным. Огневая мощь пушки была впечатляющей, как, впрочем, и отдача. В качестве эксперимента, Як-9 был оборудован и 57-мм пушкой, неавиационных габаритов. Об эффективности применения этой конструкции советская печать деликатно умалчивает.

Ла-5

Год принятия на вооружение - 1942. Размах крыла - 9,80 м, длина - 8,67 м, высота - 2,54 м, площадь крыла - 17,37кв.м, масса, кг - пустого - 2740, - взлетная - 3230, мощность - 1700 л.с., максимальная скорость, км/ч - у земли - 558, - на высоте - 613, практическая дальность - 1000 км, боевая дальность - 780 км, максимальная скороподъемность - 940 м/мин, практический потолок - 10650 м. Вооружение: 2х20-мм пушки ШВАК, 2х100-кг бомбы ФАБ-100.

С началом войны стало понятно, что основной истребитель ВВС РККА ЛаГГ-3 не способен вести эффективную борьбу с немецкими Me-109. В срочном порядке КБ Лавочкина занялось перепроектирование ЛаГГ-3 под мощный звездообразный двигатель АШ-82. Была переделана обшивка, вооружение усилено за счет установки двух 20-мм пушек. Самолет пошел в производство под названием Ла-5. В первых же боях над Сталинградом он показал отличные летные показатели, но мощный двигатель часто перегревался, температура в кабине достигала 60 °С, а низкое качество исполнения значительно уменьшало технические характеристики. В начале 1943 году на Ла-5 был установлен более совершенный двигатель М-82Ф, был изменен фонарь и установлены бронестекла, модификация получила наименование Ла-5Ф. Широкий звездообразный двигатель надежно защищал пилота от огня с передней полусферы, и летчики охотно шли в лобовую атаку. А в апреле 1943 года появился вариант с двигателем М-82ФН с непосредственным впрыском в цилиндры мощностью 1850 л.с., улучшенной теплозащитой кабины и доработанной аэродинамикой под маркировкой Ла-5ФН. Эта модификация стала самым грозным истребителем СССР во Второй мировой, была она и энтузиазмом воспринята отечественными летчиками из-за высокой живучести и нормальной температуры в кабине.

Ил-2

Ил-2М3: Год принятия на вооружение - 1942. Размах крыла - 14,60 м, длина - 11,60 м, высота - 4,17 м, площадь крыла - 38,50 кв.м, масса, кг - пустого самолета - 4525, - нормальная взлетная - 6360, мощность - 1720 л.с., максимальная скорость, км/ч - у земли - 403, - на высоте - 414, крейсерская скорость - 386 км/ч, практическая дальность - 765 км, максимальная скороподъемность - 250 м/мин, практический потолок - 6360 м, Вооружение: 2х23-мм пушки ВЯ-23, 2х7.62-мм пулемета ШКАС, 12.7-мм пулемет, до 1000 кг бомб, 8х82-мм РС.

Уникальный штурмовик, аналогов которого в годы войны создано не было. В конце 30-х генеральным штабом армии было определено требование на создания тяжелого бронированного штурмовика для непосредственной поддержки войск и нанесения точечных ударов по ближним тылам противника. Создание такого самолета стало возможно лишь с открытием двояковыпуклой брони из легких сплавов. Такая броня использовалась как рабочая обшивка самолета и покрывала весь самолет за исключением хвостовой части и консолей крыла. В авиачастях из-за отсутствия особого инструмента невозможно было производить ремонт и доводку броневых пластин. Для 990 кг брони был установлен двигатель жидкостного охлаждения АМ-35. От производства двухместного Ил-2 до войны отказались в пользу одноместного, что привело к неоправданно большим потерям Ил-2 от огня немецких истребителей. С 1942 года по требованию летчиков промышленность вернулась к двухместному варианту с пулеметом УБС в задней части кабины и улучшенным наступательным вооружением. Необходимость борьбы с тяжелыми немецкими танками привела к установке пушек НС-ОКБ-16 калибра 37-мм и противотанковых кассет с кумулятивными бомбами. В 1944 броня была установлена на все части самолета, сделав его самым защищенным самолетом во Второй мировой.

Aвтор сайта Балмышев Андрей